Главная » Статьи » Мои уроки

Возвышение Москвы. Иван Калита.

Урок истории в 10 классе

 Модуль. Возвышение новых русских центров и

начало собирания земель вокруг Москвы

 

Тема. Возвышение Москвы. Иван Калита

     Цель: охарактеризовать личность Ивана Калиты и оценить его историческую роль в процессе объединения русских земель вокруг Москвы.

     Задачи: 

1.     Образовательные: привести десятиклассников к новому уровню осмысления проблемы «Образование централизованного государства в XV веке», рассмотреть различные точки зрения на процесс становления Российского государства и политику московского князя Ивана Калиты, раскрыть факторы, способствовавшие возвышению Москвы; максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания.

2.     Развивающие: развивать навыки групповой работы, учить анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, вести аргументированный спор.

3.     Воспитательные: формирование ценностных ориентаций и убеждений, учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, воспитание чувства патриотизма к историческим ценностям страны.

     Тип урока: изучение нового материала

     Вид урока: проблемный

     Оборудование урока:

         карта «Образование Российского централизованного государства»;

         раздаточный материал.

 Ход урока

I. «Мозговой штурм»

     На этом этапе учащиеся выясняют, что не только Московское княжество было претендентом на роль политического центра русских земель.

     В XII - начале XIV вв. начинается процесс собирания русских земель в единое государство.  

     - Что послужило предпосылками объединения русских земель в единое государство?

    - Как вы считаете, кто в XIV веке мог претендовать на роль объединителя русских земель? (Галицко-Волынское княжество, Литовское княжество, Северо-Восточная Русь)

     - Каковы были шансы у каждого из претендентов?

     - Давайте приведем аргументы «за» и «против» для каждого княжества и попробуем оценить шансы каждого из княжеств на успех в объединении Русских земель?

     Для выполнения данного задания можно предложить учащимся метод «карусель». Класс делится на 3 группы. Каждая группа приводит аргументы «за» и «против» по каждому княжеству, занося их в таблицу, затем передает другой группе, которая делает дополнения, затем третьей. По окончании каждая группа зачитывает аргументы «за» и «против», делаются выводы по поводу того, какое княжество могло претендовать на центр объединения русских земель.

     Для наглядности можно результаты работы записать на доске и оценить возможности каждого из княжеств на роль политического центра.

Галицко-Волынское княжество – центр объединения русских земель

Аргументы «ЗА»

Аргументы «ПРОТИВ»

 

 

 

Литовское княжество – центр объединения русских земель

Аргументы «ЗА»

Аргументы «ПРОТИВ»

 

 

    

Северо-восточная Русь – центр объединения русских земель

Аргументы «ЗА»

Аргументы «ПРОТИВ»

 

 

    Первоначально казалось, что наибольшие шансы стать центром объединения Русских земель имела Галицко-Волынская Русь, так как это княжество доминировало в политической жизни домонголь­ской Руси наряду с Владимиро-Суздальским. Оно мало пострадало от монголо-татарского нашествия и долгое время находилось в относительной независимости от Орды.
     Однако ряд неблагоприятных факторов подрывал могущество княжества. Это и сильная оппозиция княжеской власти, которая существовала в княжестве, и большие затраты на войны, которые Даниил Галицкий вынужден был вести, чтобы со­хранить княжеский титул. Сказывалось также постоянное давление, которое испытывало княжество со стороны западных соседей.
     Другим центром объединения могло стать Великое княжество Литовское, возникшее в XIII в., которое объединило значительную часть Русских земель. Объединение шло различными путями: согла­шения с русскими князьями и боярством, заключение династичес­ких союзов, ведение завоевательных войн. Однако после заключения уний с Польшей (1385, 1401, 1413 гг.) и принятия католичества (1387) Литва все больше подпадала под польское влияние, а в ее Русских землях усилились национальные и религиозные противоречия.

     II. Москва – центр объединения русских земель.

     Итак (или, «однако», в зависимости от того, какое княжество получило наибольшее количество аргументов «за»), центром объединения русских земель стала Северо-восточная Русь. Но в Северо-Восточной Руси тоже не было единства, и здесь велась жестокая борьба за ярлык на великое княжение Владимирское. Основными претендентами в XIV в. были Тверское и Московское княжества. Оба княжества возникли в XIII в.: Тверское в 1247 г. получил младший брат Александра Невского Ярослав Ярославич. Московское – в 70-х годах младший сын Александра Невского - Даниил. Ярослав и Даниил стали родоначальниками тверской и московской династий.

     - Однако, центром объединения русских земель стала Москва?

     - Давайте вспомним, каковы были причины возвышения Москвы?

   Причины возвышения Москвы.
1.  Удобство географического положения, давшее Московскому княжеству население и средства.
2. Удобное расположение на торговых путях (Волго-Окское меж­дуречье), 
3. Плодородные земли и т. д. 
4. Сочувствие духовенства, выраженное в перемене пребывания митрополии;
5. Политика татар, которая не могла своевременно заметить опасное усиление Московского княжества;
6. Поддержка бояр и сочувствие населения.
7. Личные способности первых московских князей.

      - Но не одна лишь Москва располагала этими преимуществами. Ничуть не менее выгодным было и положение Твери.

     В первой четверти XIV в. начинается борьба за великокняжеский престол между Москвой и Тверью. Только случай решал, какой именно город станет столицей нарождающегося государства.

     Учитель: «И почему было Москве царством бытии? И хто то знал, что Москве государством слыти?» - удивлялся автор в XVII веке.

     Историков всегда волновала вековая тайна: почему Москва, почему именно этот маленький окраинный городок стал столицей государства Российского? Почему Москва, а не более древние, имевшие хорошую историческую перспективу стольные грады Владимир или Суздаль, Тверь или Рязань, Великий Новгород или Ярославль…

     Действительно, небольшая сельская усадьба на крутом берегу Москвы-реки в силу своей незначительности в первые сто лет существования ни разу не была стольным градом, столицей хотя бы небольшого княжеского удела. Московское княжество в XIII веке – самое захудалое и незавидное на Руси. Почему же именно Москва? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать политику московских князей.

III. Иван Калита.

     Через многие годы произошло то, о чём великий русский историк Н.М. Карамзин высказался вполне определённо в «Записках о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях». Он пишет: «Сделалось чудо. Городок, едва известный до XIV века, возвысил голову и спас отечество». И всё началось с того, что на московский стол сел князь Иван Данилович Калита - «Собиратель земли Русской».

     Среди историков нет однозначной оценки деятельности Ивана Калиты. Одни называют его таланливым политиком, нищелюбцем, щедро раздававшим подаяние, другие говорят, что это был хитроумный лицемер, князь –«скопидом», получивший свое прозвище за скупость. Так кто же он – Иван Калита?

     Учитель. Я не буду навязывать вам ни одной из точек зрения. Я предлагаю вам самим решить проблему «Кто же он, Иван Калита, – талантливый политик или хитроумный лицемер?»

     Для того, чтобы оценить деятельность Ивана Калиты, можно предложить учащимся один из приемов технологии критического мышления – прием «Фишбоун – рыбный скелет» (Приложение 1).  

     Учитель. Вы не знаете, каков был Иван Калита на самом деле, поэтому, ознакомившись с мнениями историков об Иване Калите (Приложение 2), попробуйте сформировать  свою точку зрения об этом политическом деятеле. Затем в «голове» «рыбы» впишите ваше отношение к Ивану Калите – «хитроумный лицемер» или «талантливый политик». С одной стороны «скелета», впишите факты из жизни и деятельности Ивана Калиты, а с другой стороны – причины, аргументы, подтверждающие или объясняющие  поступки Ивана Калиты, в «хвосте» «рыбы» запишите свой вывод.

      Например.

1.                  Иван Калита – талантливый политик.

Факты:

     1) подавил восстание в Твери – причина: предотвратил карательный поход хана Узбека, избежал большого кровопролития.

     2) обеспечил сбор дани с русских земель – причина: прекратились набеги монголо-татар на Русь, установилась «великая тишина», это позволило заняться восстановлением хозяйства и возрождением русских земель.

     3) привлек в Москву митрополита Петра – причина: превратил Москву в духовный центр русских земель, что способствовало подъему ее авторитета и укреплению центральной власти.

     4) скупал земли соседних княжеств – причина: стремился к созданию единого Российского государства.

     Вывод: Иван Калита действовал как талантливый политик. Действуя в интересах государства, обеспечил тишину и подъем на Руси, способствовал развитию торговли, подъему экономики и хозяйства, создавал условия для будущей борьбы с Золотой Ордой,  заботился о простых людях, щедро раздавая им милостыню, за что и получил свое прозвище.

     2. Иван Калита – хитроумный лицемер.

     Факты:

     1) подавил восстание в Твери – причина: хотел выслужиться перед ханом Узбеком.

     2) обеспечил сбор дани с русских земель – причина: хотел как можно денег положить себе в карман.

     3) привлек в Москву митрополита Петра – причина: хотел произвести хорошее впечатление на русских людей, чтобы они ему больше доверяли.

     4) скупал земли соседних княжеств – причина: стремился расширить свои собственные владения.

     Вывод: Иван Калита действовал как хитроумный лицемер, который выслуживался перед ханом ради собственной выгоды. Чтобы понравится хану, не гнушался никакими средствами: жестоко подавил восстание в Твери, беспощадно грабил народ, собирая дань и складывая немалую ее часть себе в карман, за что и получил свое прозвище, обворовывал своих соседей, хитростью выманивая у них их земли.

     В сильном классе дети самостоятельно находят факты политической деятельности Ивана Калиты и обоснования его поступкам. Могут быть приведены другие факты и причины.

     После работы с источниками и выполнения задания, учащиеся зачитывают получившиеся результаты. Можно устроить соревнования, чья «рыба» окажется наиболее убедительной.

     IV. Рефлексия

     Учитель. А теперь подведем итог урока, и окончательно сформулируем свое отношение к Ивану Калите, используя «ПОПС – формулу».

    П -  позиция (я считаю…)

     О – обоснование (потому что…)

     П – пример

     С – следствие

 

     Домашнее задание: напишите эссе на тему «Роль Ивана Калиты в процессе образования единого Российского государства».


Приложение 




Категория: Мои уроки | Добавил: ist (20.06.2012)
Просмотров: 6523 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0