Отчет о проведении декады гуманитарных наук

2011-2012 учебный год

Тема. По страницам воинской славы

 План мероприятий 

I. 14. – 19.11.2011 г. – Подготовительный этап.

Распределение заданий по классам. Оформление газеты «По страницам воинской славы».

    5 кл. XIII в.

     6 кл. – XVIII в.

     7 кл. XVII в.

     8 кл. XIX в.

     9 кл. XIV в.

     10 кл. XX в.

     11 кл. – Древняя Русь

II. 21.11.2011г. – 1) Оформление стенда.

                                            2) Поэтические пятиминутки (ответственные: Важенина И.В., Федяева Н.Л.)

                                 3) Устный журнал «Патриоты России». Страница журнала «Гангут, Чесма,

                                 Синоп – три великие битвы на море» (ответственная Исаева Т.И.).

III. 22.11.2011 г. – 1) Пятиминутки о знаменитых полководцах России (ответственные: Шутова Е.П., Гущина Л.А.)

                             2) Словарный диктант по военным терминам (ответственные: Важенина И.В., Федяева Н.Л.)

                                    3) Видеозал. Просмотр фильма о А.В. Суворове (ответственная: Исаева Т.И.). 

IV. 23.11.2011 г. – 1) Пятиминутки о великих битвах России (ответственная: Исаева Т.И.).

                                     2) Устный журнал «Патриоты России». Страница журнала «Великая битва за   Москву» 

                                 (ответственные: Шутова Е.П., Федяева Н.Л.).

                                    3) Видеозал. Просмотр фильма «Битва за Москву» (ответственная: Исаева Т.И.).

V. 24.11.2011 г. -   1) Пятиминутки о ратных подвигах (ответственная: Ненастьева С.В.).                                

                              2) Викторина «Ратное дело» (ответственная: Ненастьева С.В.).

VI. 25.11.2011 г. -  1) Пятиминутки «Интересные факты военной истории».

                             2) Итоговое мероприятие «Колесо истории» (ответственная: Важенина И.В.).

VII. 26.11.2011 г. – Подведение итогов. Рефлексия.

 

     С 14 по 26 ноября 2011 г. в Средневасюганской средней общеобразовательной школе прошла декада гуманитарных наук. Тема декады: «По страницам воинской славы». Обсуждение мероприятий декады проводилось на методическом совещании 7 ноября 2011г., на котором присутствовали Исаева Т.И. учитель истории и обществознания, Федяева Н.Л., учитель русского языка и литературы, Важенина И.В., учитель русского языка и литературы, Ненастьева С.В., учитель русского языка и литературы, Шутова Е.П., учитель английского языка и Гущина Л.А., учитель немецкого языка. На совещании были определены тема декады, цели и задачи, намечен план основных мероприятий.

     Цели декады гуманитарных наук:

1)     привлечь внимание учащихся и повысить у них интерес к предметам гуманитарного цикла;

2)     расширить и углубить знания учащихся по истории своего Отечества;

3)     развивать творческие способности учащихся.

     Для достижения поставленных целей было принято решение провести декаду гуманитарных наук в два этапа. Первый этап – подготовительный – прошел с 14 по 19 ноября. На этом этапе учащиеся получили задания нарисовать газету, в которой должны были отразить славные страницы  военной истории России определенного века: 5 кл. – XIII в., 6 кл. – XVIII в., 7 кл. – XVII в., 8 кл. – XIX в., 9 кл. – XIV в., 10 кл. – XX в., 11 кл. – Древней Руси. Все учащиеся творчески и ответственно подошли к выполнению данного задания. Ими, под руководством классных руководителей, были оформлены очень содержательные и интересные газеты, в которых, кроме теоретического материала, были предложены различные викторины, кроссворды на военную тему, а также представлены интересные факты военной истории.

     Второй этап начался в понедельник 21 ноября. Учителями гуманитарной секции был оформлен стенд (см. Приложение 1), на котором были указаны тема декады «По страницам воинской славы» и эпиграф «Плох тот народ, который не знает, не ценит и не любит своей истории» М. Васнецова. Размещены творческие работы учащихся. Важенина И.В. сделала подборку по военным медалям и орденам, которые также были размещены на общем стенде. В кабинете русского языка и литературы Важенина И.В. оформила стенд «10 великих битв», в кабинете истории и обществознания Исаева Т.И. оформила стенд «По страницам воинской славы», на котором учащиеся могли узнать много интересных фактов из военной истории, а также решить занимательные викторины «1812 г. от А до Я» и «Монголо-татары от А до Я».  Первый день недели гуманитарных наук начался с поэтических пятиминуток. На уроках русского языка и литературы ребята слушали стихи о славных битвах и должны были отгадать, о какой битве идет речь. На уроках английского языка учащиеся читали стихи на тему военной лирики. В конце рабочего дня учащимся было предложено посетить устный журнал «Патриоты России». Первая страница журнала была посвящена трем великим битвам на море – Гангутскому сражению, Чесменскому сражению и Синопской битве. Кроме этого учащиеся познакомились с известным художником Иваном Константиновичем Айвазовским, который большинство своих картин посвяти великим битвам на море, а также с знаменитым адмиралом Павлом Степановичем Нахимовым. Более 20 учащихся 5-9 классов приняли участие в этом мероприятии, которое разработала и провела Исаева Т.И.  (см. Приложение 2). В течение второго дня декады, 22 ноября, были проведены пятиминутки о знаменитых полководцах России, на уроках русского языка и литературы Важенина И.В. и Федяева Н.Л. провели словарный диктант по военным терминам. Слова к диктанту заранее были вывешены на центральном стенде и в кабинетах. После уроков для желающих работал видеозал, где желающие посмотрели фильмы о великих полководцах А.В. Суворове и Петре I. Видеозал посетили около 20 учащихся 5-7 классов. Третий день декады, 23 ноября, начался с пятиминуток о великих  битвах России, на которых учащиеся вспоминали важнейшие события истории своей Родины. На уроках английского языка учащиеся подготовили короткие сообщения о девушках-снайперах времен Великой Отечественной войны. После уроков для желающих вновь был проведен устный журнал «Патриоты России». На этот раз учащимся была предоставлена возможность познакомиться более подробно с Великой битвой за Москву (см. Приложение 3). Участие в журнале приняли ученики 7-11 классов, страницы журнала были подготовлены силами учащихся 9-11 классов под руководством Шутовой Е.П. и Федяевой Н.Л. Исаева Т.И. подготовила презентацию  и фильм о знаменитой битве. Это мероприятие посетили более 40 человек. Четвертый день, 24 ноября, был посвящен ратным подвигам. Дети в этот день вспоминали подвиги героев и просто своих соотечественников, а кто-то вспомнил подвиги своих родных и близких им людей. В конце рабочего дня для ребят 5-7 классов была проведена викторина «Ратное дело», которую подготовила Ненастьева С.В. В викторине приняли участие более 30 человек (см. Приложение 4). Все мероприятия, проводимые в рамках декады, освящались в дневнике недели, за который была ответственна Важенина И.В. На пятый день, 25 ноября, на пятиминутках ребята узнавали и вспоминали сами интересные факты военной истории. Пятый день стал завершающим в цикле мероприятий, проводимых в рамках декады гуманитарных наук. В этот день для ребят в конце рабочего дня была проведена общешкольная игра «Колесо истории» по методу «Кругосветного путешествия». Перед началом игры учащиеся 5-11 классов были приглашены в актовый зал, откуда, получив задания, разошлись по «станциям».  В ходе игры необходимо было пройти 7 станций – «Портретную», «Орденоносную», «Историческую», «Художественную», «Литературную», «Монументную» и «Станцию афоризмов» - и на каждой выполнить задания. Здесь ребятам пригодилась та информация, которую они получили, участвуя в мероприятиях, проводившихся в рамках декады. За каждое правильно выполненное задание дети получали жетоны. По окончании все участники вновь собрались в актовом зале, где Ненастьева С.В. представила их вниманию презентацию «По страницам боевой славы», в которой были отражены основные события военной истории России, а также войны России XX века в горячих точках Афганистана и Северного Кавказа. Ребята еще раз вспомнили своих односельчан, участвовавших в этих войнах.  Затем были подведены итоги. Самые активные участники декады гуманитарных наук получили сертификаты, победители викторины «Ратное дело» - грамоты, победители игры «Колесо истории» были награждены грамотами и призами (см. Приложение 5).

     Шестой день, 26 ноября, завершил декаду гуманитарных наук. На этот день не было запланировано каких-либо крупных мероприятий. В этот день учащиеся вспоминали самые интересные моменты декады, обменивались мнениями и делились своими впечатлениями. В целом все мероприятия декады гуманитарных наук понравились учащимся, они узнали много нового, были высказаны положительные оценки и пожелания проводить почаще подобные мероприятия. 

 Приложение 

Устный журнал «патриоты России»

Гангут, Чесма, Синоп

     Ведущий 1 (главный редактор).Уважаемые слушатели, познакомьтесь с содержанием нашего выпуска. Сегодня вас ждут такие рубрики: 

1.      Быть патриотом.

2.      Три полоски на матроске.

3.      Гангут, Чесма, Синоп.

4.      Художник Главного морского штаба (И. Айвазовский).

5.      Адмирал Нахимов.

 Итак, открываем первую страницу журнала. Какие бывают патриоты? Об этом — в передовой статье (имя, фамилия) «Быть патриотом!».

 

Быть патриотом!

     Ведущий 2. Сейчас очень модно говорить о патриотизме, и многие считают себя патриотами, хотя понимают это слово по-разному. Что же значит быть патриотом? Слово «патриотизм» происходит от слова patris, которое переводится как «родина», земля отцов. Патриотизм — это любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям. Быть патриотом — значит свято чтить и хранить веру предков, всегда быть готовым защищать свою семью, свою землю, свою родину, защищать веру своих отцов, без которой любая нация измельчает и рассыплется в прах. Знаменитый историк Николай Михайлович Карамзин подчеркивал, что от патриотизма зависит нравственное могущество государства. Карамзин различает физический, моральный и политический патриотизм.

     Физический патриотизм — это любовь к родной земле, к родной природе. Моральный — это любовь к людям, с которыми рос, воспитывался, жил. А политический — это любовь к славе Отечества, желание работать для его пользы. Истинный патриот, по мнению Карамзина, сочетает все три вида патриотизма.

     Значит, чтобы стать настоящим патриотом, нужно знать историю своей страны, имена героев, которые прославили Отечество, брать с них пример. Нужно знать славные исторические даты. Это дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России.

 Три полоски на матроске

     Ведущий 1. Все знают, что на воротнике у моряка три белых полоски. Оказывается, каждая полоска имеет свое значение. Секрет этих полосок раскроет (имя, фамилия). 

      Ведущий 3. Значение этих трех белых полосок на воротнике у моряков объясняют по-разному.

     Первая версия такая: у Петра I на флоте было три эскадры. У первой экадры на воротниках было нанесено по 1 белой полоске. У второй - по 2, и у третьей, - особо приближенной Петру, - по 3 полоски. Три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. Но есть и другая версия. Три белые полоски на синем воротнике матросской рубахи — это память о трех главных победах русского флота: при Гангуте, Чесме и Синопе.

     У полуострова Гангут, в Балтийском море, в 1714 г. царь Петр I нанес шведам сокрушительное поражение и очистил от их кораблей воды финского залива.

     В Чесменской бухте, у берегов Турции, в 1770 г. русские моряки разгромили турецкий флот. Россия приобрела новые земли, добилась независимости Крыма и свободного плавания в Черноморских проливах.

    В Синопской бухте, на Черном море, в 1853 г. вице-адмирал Нахимов полностью уничтожил турецкую эскадру. Эта победа — последняя победа парусного флота, решила исход Крымской войны и позволила России закрепиться в Крыму.

 Гангут, Чесма, Синоп – три великие битвы на море

      Ведущий 1. В календаре славных воинских дат есть три великих морских сражения: Гангут, Чесма, Синоп. Победы в них — это украшение летописи русского флота. Расскажут об этих сражениях (имена, фамилии).

      Ведущий 4. Я расскажу о морском сражении у мыса Гангут. Это небольшой полуостров в Финляндии. В 1714 г. здесь произошло сражение между шведским и русским флотом. Русским флотом командовал сам царь Петр Первый. Против шведских парусных кораблей он использовал гребной русский флот. День был безветренный, и шведские суда были неподвижны. Петр Первый применил отвлекающий маневр, чтобы разделить превосходящие силы шведов, а потом атаковал одну из частей шведской флотилии. Ожесточенное сражение закончилось полной победой русских, которые проявили беззаветную храбрость. Русский флот не потерял ни одного корабля. Было захвачено 10 шведских кораблей и взят в плен шведский адмирал. Это была первая крупная победа молодого русского флота над сильнейшим противником. После Гангутского сражения русский флот стал господствующим на Балтике. Россия прочно укрепилась на Балтийском побережье. День победы у мыса Гангут стал днем воинской славы России.

      Ведущий 5. А я расскажу о Чесменском сражении. Оно произошло в ходе русско-турецкой войны 7 июля (по новому стилю) 1770 г. у берегов Турции. Это было одно из крупнейших сражений эпохи парусного флота. Русская эскадра заблокировала турецкий флот в Чесменской бухте. Русской артиллерии удалось поджечь большой корабль, стоящий в центре бухты, с него пожар перекинулся на другие турецкие корабли. Но добрая половина турецкого флота стояла в глубине бухты и не пострадала от пожара. Против этих кораблей решено было использовать брандеры — специальные корабли, начиненные порохом и взрывчатыми веществами. Они подходили вплотную к вражескому кораблю и подрывали его. Это была очень опасная операция, и шансов вернуться живыми у матросов брандера было очень мало. Поэтому на брандеры набирались только добровольцы. Против турецкого флота в Чесменской бухте было использовано 4 брандера. Но свою задачу выполнил только один из них — тот, которым командовал лейтенант Ильин. Ему удалось под шквальным огнем провести свой корабль в глубину бухты и поджечь всю ранее не охваченную огнем часть турецкого флота. Пожар длился 7 часов. Потери турок составили около 10 тысяч человек, русских — только 11 человек. Чесменское сражение закончилось полным уничтожением турецкого флота. Победа русского флота в Чесменском сражении оказала большое влияние на дальнейший ход войны. Дмитрий Сергеевич Ильин стал героем Чесмы. Его имя золотыми буквами высечено на мраморной плите в Георгиевском зале Московского Кремля. В наше время именем Ильина названа улица в Твери, а на родине героя, в с. Застижье Тверской области Лесного района, скромно стоит чудом сохранившийся памятник с надписью «Сооружен по высочайшему повелению Императора Александра II».

     Учитывая огромное значение победы в Чесменском сражении, некоторые депутаты Государственной думы выступили с предложением включить эту победу в число дней воинской славы России.

      Ведущий 6. Мой рассказ о Синопском сражении. Оно состоялось в ходе Крымской войны 1 декабря 1853 г. Это была последняя победа русского парусного флота. Русской эскадрой командовал вице-адмирал Нахимов. Эскадра Павла Степановича Нахимова заблокировала в Синопской бухте турецкий флот под командованием Осман-паши. После битвы, длившейся 4,5 часа, были уничтожены 15 из 16 турецких кораблей — только одному удалось спастись бегством. Разгром турок был абсолютным: было убито и ранено более 3 тысяч османских моряков против 38 убитых и 235 раненых в эскадре Нахимова. Сам Осман-паша был взят в плен. Синопское сражение — это яркий пример полного уничтожения неприятельского флота на его собственной территории. День победы в Синопском сражении стал днем воинской славы России.

Художник Главного морского штаба

      Ведущий 1. Морские сражения парусного флота мы можем видеть на картинах великого русского художника Ивана Айвазовского. Он был современником адмирала Нахимова. О том, как художник работал над картинами, расскажет (имя, фамилия).

      Ведущий 7. Великий художник-маринист Иван Константинович Айвазовский прославился не только своими морскими пейзажами, но и картинами морских сражений. После окончания Академии художеств Айвазовский принял участие в военно-морском походе к берегам Кавказа. На борту военного корабля художник познакомился с прославленными русскими флотоводцами М.П. Лазаревым, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым, В.Н. Истоминым. Дружба с ними продолжалась десятки лет. О многих подвигах моряков рассказал художник в своих картинах. Айвазовский был художником Главного морского штаба. Он написал серию картин из истории великих морских сражений российского флота, начиная с баталий Петра: «Петр I на берегу Финского залива» (1846), «Чесменский бой» (1848), «Наваринский бой» (1848), «Бриг Меркурий» ведет бой с двумя турецкими судами» (1892» и др. Его батальные картины отличаются исторической правдой, точным изображением морских судов и пониманием тактики Морского боя.

Вот, например, картина «Чесменский бой». Бой изображен в ночное время. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них — в момент взрыва. Сквозь огонь и дым видны обломки корабля, превратившегося в огромный пылающий костер. На переднем плане    высится темный силуэт русского корабля, к которому подходит шлюпка с командой лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер среди турецкой флотилии. Среди волн можно различить обломки турецких судов с группами матросов.

     Как только Айвазовский узнал о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела и написал две картины, изображающие Синопский бой ночью и днем. Эти картины были выставлены в осажденном Севастополе. Выставку посетил адмирал Нахимов; он высоко оценил труд Айвазовского, сказав, что картины «чрезвычайно верно сделаны».

     Картины морских сражений Айвазовского стали летописью русского военно-морского флота, в них нашли яркое отражение исторические победы русского флота, легендарные подвиги русских моряков и флотоводцев.

 Павел Степанович Нахимов

     Ведущий 1. Герой Синопского сражения адмирал Нахимов. О нем  расскажет (имя, фамилия).

      Ведущий 8. Павел Степанович Нахимов (1802—1855) — выдающийся российский флотоводец, адмирал. В детстве он   был кадетом — учился в Морском кадетском корпусе. В 15 лет окончил корпус с высокими оценками и получил звание мичмана. Он принимал участие в кругосветном плавании под командованием Михаила Петровича Лазарева, отличился в Наваринском сражении. Вот как современники описывали адмирала: «Доброе, пылкое сердце, светлый, пытливый ум;  необыкновенная скромность в заявлении своих заслуг. Он умел говорить с матросами по душе, называя каждого из них «друг», и был действительно для них другом...»

     Лучшие качества Нахимова-флотоводца проявились во время войны. Нахимов говорил, что на подчиненных можно действовать наградами, страхом и личным примером. Сам адмирал предпочитал воздействовать личным примером. В Синопском сражении он показывал матросам пример мужества и выдержки. Его корабль шел впереди и подвергался наибольшей опасности.

     Вместе со своим другом адмиралом Корниловым Нахимов организовал оборону Севастополя. А после смерти Корнилова возглавил оборону. Он вникал во все вопросы, успевал везде. Он всегда появлялся в самых опасных местах, подбадривал защитников города. Матросы

любили Нахимова, называли его «наш старик Павел Степанович».

     Погиб адмирал на одном из бастионов Севастополя во время жестокого обстрела. Похоронили флотоводца во Владимирском соборе рядом с другими выдающимися адмиралами. В самом центре Севастополя  установлен памятник адмиралу Нахимову. В память о флотоводце

учреждены орден Нахимова двух степеней и медаль Нахимова, которыми награждают военных моряков.

     Имя Нахимова носит училище, где готовят будущих командиров российского флота.


Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0