Отчет о проведении декады гуманитарных наук
2011-2012 учебный год
Тема. По страницам воинской славы
I. 14. – 19.11.2011 г. – Подготовительный этап.
Распределение заданий по классам. Оформление газеты «По страницам воинской славы».
5 кл. – XIII в.
6 кл. – XVIII в.
7 кл. – XVII в.
8 кл. – XIX в.
9 кл. – XIV в.
10 кл. – XX в.
11 кл. – Древняя Русь
II. 21.11.2011г.
– 1) Оформление стенда.
2) Поэтические пятиминутки (ответственные: Важенина И.В., Федяева Н.Л.)
3) Устный журнал «Патриоты России». Страница журнала «Гангут, Чесма,
Синоп – три великие битвы на море» (ответственная Исаева Т.И.).
III. 22.11.2011 г. – 1) Пятиминутки о знаменитых полководцах России (ответственные: Шутова Е.П., Гущина Л.А.)
2) Словарный диктант по военным терминам (ответственные: Важенина И.В., Федяева Н.Л.)
3) Видеозал. Просмотр фильма о А.В. Суворове (ответственная: Исаева Т.И.).
IV. 23.11.2011 г. – 1) Пятиминутки о великих битвах России (ответственная: Исаева Т.И.).
2) Устный журнал «Патриоты России». Страница журнала «Великая битва за Москву»
(ответственные: Шутова Е.П., Федяева Н.Л.).
3) Видеозал. Просмотр фильма «Битва за Москву» (ответственная: Исаева Т.И.).
V. 24.11.2011 г. - 1) Пятиминутки о ратных подвигах (ответственная: Ненастьева С.В.).
2) Викторина «Ратное дело» (ответственная: Ненастьева С.В.).
VI. 25.11.2011 г. - 1) Пятиминутки «Интересные факты военной истории».
2) Итоговое мероприятие «Колесо истории» (ответственная: Важенина И.В.).
VII. 26.11.2011 г. – Подведение итогов. Рефлексия.
С 14 по 26 ноября
Цели декады гуманитарных наук:
1) привлечь внимание учащихся и повысить у них интерес к
предметам гуманитарного цикла;
2) расширить и углубить знания учащихся по истории своего
Отечества;
3) развивать творческие способности учащихся.
Для достижения поставленных целей было принято решение провести декаду гуманитарных наук в два этапа. Первый этап – подготовительный – прошел с 14 по 19 ноября. На этом этапе учащиеся получили задания нарисовать газету, в которой должны были отразить славные страницы военной истории России определенного века: 5 кл. – XIII в., 6 кл. – XVIII в., 7 кл. – XVII в., 8 кл. – XIX в., 9 кл. – XIV в., 10 кл. – XX в., 11 кл. – Древней Руси. Все учащиеся творчески и ответственно подошли к выполнению данного задания. Ими, под руководством классных руководителей, были оформлены очень содержательные и интересные газеты, в которых, кроме теоретического материала, были предложены различные викторины, кроссворды на военную тему, а также представлены интересные факты военной истории.
Второй этап начался в понедельник 21
ноября. Учителями гуманитарной секции был оформлен стенд (см. Приложение 1), на
котором были указаны тема декады «По страницам воинской славы» и эпиграф «Плох
тот народ, который не знает, не ценит и не любит своей истории» М. Васнецова. Размещены
творческие работы учащихся. Важенина И.В. сделала подборку по военным медалям и
орденам, которые также были размещены на общем стенде. В кабинете русского
языка и литературы Важенина И.В. оформила стенд «10 великих битв», в кабинете
истории и обществознания Исаева Т.И. оформила стенд «По страницам воинской
славы», на котором учащиеся могли узнать много интересных фактов из военной
истории, а также решить занимательные викторины «1812 г. от А до Я» и
«Монголо-татары от А до Я». Первый день недели
гуманитарных наук начался с поэтических пятиминуток. На уроках русского языка и
литературы ребята слушали стихи о славных битвах и должны были отгадать, о
какой битве идет речь. На уроках английского языка учащиеся читали стихи на
тему военной лирики. В конце рабочего дня учащимся было предложено посетить
устный журнал «Патриоты России». Первая страница журнала была посвящена трем
великим битвам на море – Гангутскому сражению, Чесменскому сражению и Синопской
битве. Кроме этого учащиеся познакомились с известным художником Иваном
Константиновичем Айвазовским, который большинство своих картин посвяти великим
битвам на море, а также с знаменитым адмиралом Павлом Степановичем Нахимовым. Более
20 учащихся 5-9 классов приняли участие в этом мероприятии, которое разработала
и провела Исаева Т.И. (см. Приложение
2). В течение второго дня декады, 22 ноября, были проведены пятиминутки о
знаменитых полководцах России, на уроках русского языка и литературы Важенина
И.В. и Федяева Н.Л. провели словарный диктант по военным терминам. Слова к
диктанту заранее были вывешены на центральном стенде и в кабинетах. После
уроков для желающих работал видеозал, где желающие посмотрели фильмы о великих
полководцах А.В. Суворове и Петре I.
Видеозал посетили около 20 учащихся 5-7 классов. Третий день декады, 23 ноября,
начался с пятиминуток о великих битвах
России, на которых учащиеся вспоминали важнейшие события истории своей Родины.
На уроках английского языка учащиеся подготовили короткие сообщения о
девушках-снайперах времен Великой Отечественной войны. После уроков для
желающих вновь был проведен устный журнал «Патриоты России». На этот раз
учащимся была предоставлена возможность познакомиться более подробно с Великой
битвой за Москву (см. Приложение 3). Участие в журнале приняли ученики 7-11
классов, страницы журнала были подготовлены силами учащихся 9-11 классов под
руководством Шутовой Е.П. и Федяевой Н.Л. Исаева Т.И. подготовила
презентацию и фильм о знаменитой битве.
Это мероприятие посетили более 40 человек. Четвертый день, 24 ноября, был
посвящен ратным подвигам. Дети в этот день вспоминали подвиги героев и просто
своих соотечественников, а кто-то вспомнил подвиги своих родных и близких им
людей. В конце рабочего дня для ребят 5-7 классов была проведена викторина
«Ратное дело», которую подготовила Ненастьева С.В. В викторине приняли участие
более 30 человек (см. Приложение 4). Все мероприятия, проводимые в рамках
декады, освящались в дневнике недели, за который была ответственна Важенина
И.В. На пятый день, 25 ноября, на пятиминутках ребята узнавали и вспоминали
сами интересные факты военной истории. Пятый день стал завершающим в цикле
мероприятий, проводимых в рамках декады гуманитарных наук. В этот день для ребят
в конце рабочего дня была проведена общешкольная игра «Колесо истории» по
методу «Кругосветного путешествия». Перед началом игры учащиеся 5-11 классов
были приглашены в актовый зал, откуда, получив задания, разошлись по
«станциям». В ходе игры необходимо было
пройти 7 станций – «Портретную», «Орденоносную», «Историческую»,
«Художественную», «Литературную», «Монументную» и «Станцию афоризмов» - и на
каждой выполнить задания. Здесь ребятам пригодилась та информация, которую они
получили, участвуя в мероприятиях, проводившихся в рамках декады. За каждое
правильно выполненное задание дети получали жетоны. По окончании все участники
вновь собрались в актовом зале, где Ненастьева С.В. представила их вниманию
презентацию «По страницам боевой славы», в которой были отражены основные
события военной истории России, а также войны России XX века в горячих точках Афганистана и Северного
Кавказа. Ребята еще раз вспомнили своих односельчан, участвовавших в этих
войнах. Затем были подведены итоги.
Самые активные участники декады гуманитарных наук получили сертификаты,
победители викторины «Ратное дело» - грамоты, победители игры «Колесо истории»
были награждены грамотами и призами (см. Приложение 5).
Шестой день, 26 ноября, завершил декаду
гуманитарных наук. На этот день не было запланировано каких-либо крупных
мероприятий. В этот день учащиеся вспоминали самые интересные моменты декады,
обменивались мнениями и делились своими впечатлениями. В целом все мероприятия
декады гуманитарных наук понравились учащимся, они узнали много нового, были
высказаны положительные оценки и пожелания проводить почаще подобные
мероприятия.
Устный журнал «патриоты России»
Гангут, Чесма, Синоп
Ведущий 1 (главный редактор).Уважаемые слушатели, познакомьтесь с содержанием нашего выпуска. Сегодня вас ждут такие рубрики:
1. Быть патриотом.
2. Три полоски на матроске.
3. Гангут, Чесма, Синоп.
4. Художник Главного морского штаба (И. Айвазовский).
5. Адмирал Нахимов.
Итак, открываем первую страницу журнала. Какие бывают патриоты? Об этом — в передовой статье (имя, фамилия) «Быть патриотом!».
Быть патриотом!
Ведущий 2. Сейчас очень модно говорить о патриотизме, и многие считают себя патриотами, хотя понимают это слово по-разному. Что же значит быть патриотом? Слово «патриотизм» происходит от слова patris, которое переводится как «родина», земля отцов. Патриотизм — это любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям. Быть патриотом — значит свято чтить и хранить веру предков, всегда быть готовым защищать свою семью, свою землю, свою родину, защищать веру своих отцов, без которой любая нация измельчает и рассыплется в прах. Знаменитый историк Николай Михайлович Карамзин подчеркивал, что от патриотизма зависит нравственное могущество государства. Карамзин различает физический, моральный и политический патриотизм.
Физический патриотизм — это любовь к родной земле, к родной природе. Моральный — это любовь к людям, с которыми рос, воспитывался, жил. А политический — это любовь к славе Отечества, желание работать для его пользы. Истинный патриот, по мнению Карамзина, сочетает все три вида патриотизма.
Значит, чтобы стать настоящим патриотом, нужно знать историю своей страны, имена героев, которые прославили Отечество, брать с них пример. Нужно знать славные исторические даты. Это дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России.
Ведущий 1. Все знают, что на воротнике у моряка три белых полоски. Оказывается, каждая полоска имеет свое значение. Секрет этих полосок раскроет (имя, фамилия).
Ведущий 3. Значение этих трех белых полосок на воротнике у моряков объясняют по-разному.
Первая версия такая: у Петра I на флоте было три эскадры. У первой экадры на воротниках было нанесено по 1 белой полоске. У второй - по 2, и у третьей, - особо приближенной Петру, - по 3 полоски. Три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. Но есть и другая версия. Три белые полоски на синем воротнике матросской рубахи — это память о трех главных победах русского флота: при Гангуте, Чесме и Синопе.
У полуострова Гангут, в
Балтийском море, в
В Чесменской бухте, у берегов Турции, в
В Синопской бухте, на Черном море, в
Учитывая огромное значение победы в Чесменском сражении, некоторые депутаты Государственной думы выступили с предложением включить эту победу в число дней воинской славы России.
Художник Главного морского штаба
Вот, например, картина «Чесменский бой». Бой изображен в ночное время. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них — в момент взрыва. Сквозь огонь и дым видны обломки корабля, превратившегося в огромный пылающий костер. На переднем плане высится темный силуэт русского корабля, к которому подходит шлюпка с командой лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер среди турецкой флотилии. Среди волн можно различить обломки турецких судов с группами матросов.
Как только Айвазовский узнал о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела и написал две картины, изображающие Синопский бой ночью и днем. Эти картины были выставлены в осажденном Севастополе. Выставку посетил адмирал Нахимов; он высоко оценил труд Айвазовского, сказав, что картины «чрезвычайно верно сделаны».
Картины морских сражений Айвазовского стали летописью русского военно-морского флота, в них нашли яркое отражение исторические победы русского флота, легендарные подвиги русских моряков и флотоводцев.
Павел Степанович Нахимов
Ведущий 1. Герой Синопского сражения адмирал Нахимов. О нем расскажет (имя, фамилия).
Лучшие качества Нахимова-флотоводца проявились во время войны. Нахимов говорил, что на подчиненных можно действовать наградами, страхом и личным примером. Сам адмирал предпочитал воздействовать личным примером. В Синопском сражении он показывал матросам пример мужества и выдержки. Его корабль шел впереди и подвергался наибольшей опасности.
Вместе со своим другом адмиралом Корниловым Нахимов организовал оборону Севастополя. А после смерти Корнилова возглавил оборону. Он вникал во все вопросы, успевал везде. Он всегда появлялся в самых опасных местах, подбадривал защитников города. Матросы
любили Нахимова, называли его «наш старик Павел Степанович».
Погиб адмирал на одном из бастионов Севастополя во время жестокого обстрела. Похоронили флотоводца во Владимирском соборе рядом с другими выдающимися адмиралами. В самом центре Севастополя установлен памятник адмиралу Нахимову. В память о флотоводце
учреждены орден Нахимова двух степеней и медаль Нахимова, которыми награждают военных моряков.
Имя Нахимова носит училище, где готовят будущих командиров российского флота.