Моя педагогическая концепция
«Любите то, что преподаете, и тех,
кому
преподаете».
В.О. Ключевский
Закончились
уроки, подошел к концу очередной рабочий день, в школе пусто и тихо. Но эта
тишина только кажущаяся. Уже завтра школа взорвется очередным учебным звонком,
суетой школьников, мчащихся с прошедшего урока и суетливо усаживающихся за
парты перед началом нового. И все начнется сначала… Все как всегда… Все – да не
все… Это только кажется, что каждый день похож на другой, на самом деле все они
очень разные и совсем не похожи один на другой, так же как и уроки в школе отличаются
друг от друга, несмотря на то, что казалось бы уже сотый раз объясняешь одну и
ту же тему, сотый раз стоишь у доски у карты и пытаешься понять, все ли у тебя
получилось на этот раз, все ли удалось, поверили ли тебе дети… Вот уже почти 20
лет я работаю учителем в школе, и все эти годы каждый раз открываю для себя
что-то новое, неизведанное… каждый раз испытываю новые эмоции, ощущения, и эти
чувства заставляют меня испытывать мои ученики, которые такие разные,
интересные, любопытные, увлекающиеся и не очень, любознательные и не особо,
спокойные и непоседливые. Но все они, приходя на урок, смотрят на меня и
чего-то ждут… а может и не ждут… А надо сделать так, чтобы ждали.. каждый раз
ждали чего-то нового, необычного.. И вот это их ожидание, их возлагаемые на
меня надежды и делают мою жизнь яркой, живой и разнообразной.. Именно дети
поддерживают во мне тот огонек, который не дает мне отчаиваться в минуты
отчаяния, придает мне силы тогда, когда их, казалось бы, совсем уже не
осталось…
Этот огонек помогает мне делать уроки
интересными и разнообразными, он
неустанно направляет меня на поиск новых методов, приемов и технологий,
которыми я стараюсь разнообразить свои уроки, сделать их доступными и понятными
для каждого ученика… И, конечно, прилагаемые усилия не проходят даром и
отданное тепло возвращается ко мне, когда встречаешь своих вчерашних благодарных
выпускников и вместе с ними радуешься достигнутыми ими успехами. В такие моменты
своей жизни понимаешь, что все не зря, и, начавший было затухать огонек,
разгорается с новой силой. Этот огонек
дает мне силы на дополнительную работу с одаренными, талантливыми,
увлекающимися детьми, с которыми мы участвуем в различных конкурсах, конференциях,
совместных проектах… и нередко занимаем призовые места… Этот огонек помогает
мне при работе с
Так в чем же секрет той энергии, которой
заряжают меня дети? Секрет этот на самом деле прост. Сократ как-то сказал: «Я
знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Это такая
своеобразная попытка сформулировать принцип познавательной скромности. Но я бы
сказала это так – «Я знаю одно» и это одно, что я знаю - ВСЁ в жизни нужно
делать с любовью. Жить с любовью, любить себя, близких, свою работу, своих
учеников. С любовью идти по жизни, путешествовать, красить забор, шить сарафаны
из ситца, готовиться к урокам, писать конспекты уроков, проверять тетрадки
(пусть даже в них написано такоооооеее!!!), придумывать что-то интересное для
учеников. С любовью… всем сердцем любить своих воспитанников, отдавать им все
лучшее, призывать творить только доброе и хорошее.
Согласитесь, иногда бывает трудно любить,
а научить любить ещё трудней. Но если знаешь некоторые секреты, то, по крайней
мере, можно попытаться любить.
Секрет первый – сила мысли. Потому что
любовь начинается с мыслей. Ведь мы становимся тем, о чём думаем. А полные
любви мысли создают полную любви жизнь. Вывод: мыслить надо с любовью и о
любви.
Секрет второй – сила уважения. Чтобы
любить кого-то, надо научиться его
уважать. Но, прежде всего, нужно уважать себя, уважать своё дело, уважать тех,
для кого мы это делаем.
Секрет третий – сила дарения. Нужно
помнить: если мы хотим получить любовь, нужно просто дарить ее! Чем больше
любви мы дарим, тем больше получим.
Любить - означает дарить часть себя, без оплаты и оговорок. Тайная формула
любви в том, чтобы всегда обращать внимание не на то, что можно взять, а на то, что мы можем дать. При
этом не нужно ждать, что нас все полюбят безоговорочно, что нам отплатят
любовью за любовь.
Секрет четвертый – сила дружбы. Надо
дружить со своими учениками, а это значит, нужно знать о них как можно больше,
интересоваться тем, что интересно им!
Секрет пятый – сила прикосновений.
Прикосновений, именно прикосновений к жизни учеников, поискам, находкам,
решениям, попыткам найти себя, к попыткам найти ответы на волнующие их вопросы.
Секрет шестой – сила общения. Когда мы учимся общаться открыто и честно, жизнь меняется. Любить кого-то, означает общаться с ним. Нужно давать своим ученикам знать, что мы любим их и ценим и никогда не упускать возможности похвалить кого-то.
Секрет седьмой - сила преданности. Чтобы
любовь была истинной, нужно быть преданным ей, и эта преданность отразится в
мыслях и действиях. Надо быть преданным своей работе, своим ученикам.
Секрет восьмой - сила доверия. Доверие
жизненно важно. Невозможно действительно любить кого-то, если полностью ему не
доверяешь. Невозможно любить свою работу, если сомневаешься в том, что делаешь.
У каждого человека свое счастье, и оно имеет свое лицо, свою душу, свой путь.
Счастье нельзя купить, отнять, но его можно дарить. Счастье живет в сердцах,
которые чувствуют любовь и красоту. Что такое счастье знают дети. Они умеют
смотреть на мир добрыми, светлыми глазами, умеют радоваться и удивляться. Надо
больше доверять детям. Они умеют прощать.
Каждый ребенок для меня – это огромная
ценность. Я сравниваю детей с бесценным бриллиантом, достойную оправу которому
помогаем выковать мы – учителя. Ведь те
знания, нормы и ценности, которые мы вложим в своих учеников, в дальнейшем
будут приносить пользу людям и радовать окружающих.
Так уж вышло, что школа стала для меня
вторым домом, моей жизнью. Я ни на минуту не пожалела, что стала учителем.
Напротив, я воплотила в жизнь свою мечту детства. И ничто и ни разу не
поколебало моей уверенности в том, что учитель самый важный и нужный человек на
земле, ведь он открывает дорогу в будущее. И мне бы очень хотелось надеяться на
то, что дорога, которую я помогаю вместе с другими учителями выложить своим
ученикам, будет ровной, гладкой, а главное, удачной!