Отчет о проведении мероприятий, посвященных
празднованию
славянской письменности и культуры в
России.
24
мая наша страна праздновала день славянской письменности и культуры, связанный
с созданием славянской азбуки греческими монахами Кириллом и Мефодием во второй
половине IX века. В связи с этим в школе
были проведены мероприятия, посвященные этой дате.
1. Во всех, кроме выпускных классах, были показаны
презентации, посвященные жизни Кирилла и Мефодия, созданию славянской
письменности, появлению рукописной книги на Руси.
2. На уроках (Шутова Е.П., Федяева Н.Л.) были проведены
пятиминутки о значении создания славянской азбуки и возникновении славянской
письменности.
3. На уроках литературы и русского языка (Важенина И.В.)
дети читали стихи о слове, писали сочинения на одну букву (см. Приложение 1), а
также сочинения, посвященные любимой букве (см. Приложение 2).
4. В течение двух дней, 23 и 24 мая, детям во время
перемен были предложены различные задания, которые они должны были решить всем
классом. Среди заданий были викторина, придумать пословицы и поговорки о слове,
назвать литературные произведения, в названии которых встречается слово
«слово», перевести на современный русский язык тексты древнерусской летописи и
другие (см. Приложение 3). Все итоги были подведены, победившие классы награждены грамотами.
5. В рамках курса «Основы православной культуры» учащиеся
4-го класса под руководством Исаевой Т.И., сходили на экскурсию в сельскую
библиотеку, глее была организована выставка книг, посвященная Дню славянской
письменности и культуры. Священник местной церкви, отец Виктор, провел с
ребятами беседу о Кирилле и Мефодии и о значении создания славянской
письменности для русской культуры (см. Приложение 4).
6. Исаева Т.И.
подготовила с учащимися 6-8 классов 5 работ на областной конкурс «Наследие
Александра Невского», который проводился в рамках Духовно-исторических чтений,
посвященных памяти равноапостольных
Кирилла и Мефодия.
7. Ненастьева С.В. в рамках внеурочной
деятельности на кружке «Родничок» провела с учащимися 2-х классов два 2 занятия
по внеурочной деятельности «Кто придумал азбуку?» и «Кирилл и Мефодий –
российские первоучители». В ходе занятий дети познакомились со славянским
алфавитом, а затем, в практической части, раскрашивали заглавные буквицы
алфавита. Занятие детям очень понравилось.
8. Учащиеся 6-го класса, под руководством
Ненастьевой С.В., приняли участие в районной дистанционной олимпиаде «СКиП», в
которой приняли участие 6 человек, из них две работы заняли 2-е место, две
работы заняли 3-е место, и две работы получили сертификаты участников.
9. Классные руководители провели в классах
классные часы на тему славянской письменности, памяти равноапостольных Кирилла
и Мефодия, создания рукописной книги и др.
10. Для учащихся начальной школы было
проведено общее мероприятие – Устный журнал «24 мая – День славянской
письменности и культуры».
11. В 1-ом классе был проведен классный час на
тему «Первоучители славянские Кирилл и Мефодий»; во 2 «А» классе – классный час
«Возникновение письменности на Руси»; во 2 «Б» классе прошел конкурс рисунков,
посвященных Дню славянской письменности; в 3-ем классе – классный час «Святые
Кирилл и Мефодий – просветители славянские»
Приложение 1
Сочинение на букву «П»
По
понедельникам Попов с папой помогают помывать полы.
Потом
посмотрели павлина, позвонили Прасковье из Подмосковья, помыли посуду,
пришили к пуловеру пуговицу, приготовили
пюре. Потом получили поощрение – поели помидоры и пирожки с повидлом. Попов
подарил прадедушке панно.
Попов с
прадедушкой и прабабушкой пошли в поход. Правнук понес продукты, а прадедушка и
прабабушка прогуливались. Поставили палатку, приготовили полуфабрикаты.
Потом в
палатке произошел пожар правнук помог потушить пожар после полудня пошли по
полю в поселок. Повстречали подругу прабабушки Пелагею. Позитивный поход принес
плоды. Поход подарил праздник прадедушке и прабабушке.
Авторы: учащиеся 8-го класса А. Попов, Н Корпусова, С.
Магера Алехин.
Приложение 2
Моя любимая буква алфавита
Русский
алфавит состоит из тридцати трех букв. Из всех букв мне нравится только одна –
буква «К». Это моя самая любимая буква, потому что с этой буквы начинаются
фамилии моих родителей, бабушек и дедушек, и моя фамилия тоже начинается с этой
превосходной буквы. С этой буквы начинаются фамилии многих знаменитых людей:
Королева, Кутузова, Короленко, Ковалевской, Карамзина. Многие профессии
начинаются с этой буквы: кондитер,
космонавт, косметолог, командир.
Можно долго
вспоминать слова, которые начинаются с этой буквы «К» - это и страны, и имена,
и фамилии, битвы, профессии, чувства, предметы окружающей среды и многое
другое. Мы все больше убеждаемся, что буква «К» прекрасна. И это на самом деле
так.
Приложение 3
Викторина
1. Кто создал славянскую азбуку?
2. Какой год считается годом возникновения славянского
письма и книжного дела?
3. Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими
братьями»?
4. Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?
5. Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?
6. Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?
7. как называли Кирилла за ум и прилежание?
8. Какой город на Руси стал центром славянского
книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества?
9. Каким письмом были написаны первые славянские
письменные памятники?
10. Какой язык является древнейшим литературным языком?
11. Назовите произведения Древней Руси, написанные на
древнерусском языке?
12. В чье царствование славянская азбука была заменена
«гражданской»?
13. Сколько букв в кириллице было до Петра I?
14. Сколько букв стало в современной азбуке после
революции?
15. Кто был первопечатником на Руси?
16. Когда вышла его первая книга и как она называлась?
17. Какая азбука старше: кириллица или глаголица?
18. Какие буквы придумали в XVIII веке для звуков, не существовавших в старославянском
языке?
19. Какой греческий император отправил просветителей
Кирилла и Мефодия в Моравию?
20. Назовите великого русского ученого, создавшего «теорию
3-х штилей».
21. К какой группе языков относятся славянские языки?
22. К какому алфавиту восходит кириллица?
23. На какие три большие группы подразделяются современные
славянские языки?
24. Как назывались церковные рукописи, «написанные
русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)?
25. Назовите первый датированный письменный памятник
древнерусского языка.
26. Когда образовались три самостоятельных языка: русский,
украинский, белорусский?
Объясните
современным языком тексты
древнерусской
летописи.
1. Из «Повести временных лет»
«А словеньский язык и рускый одно есть, от
варяг бо прозвашася Русью, а первое беша словене, аще и поляне звахуся, но
словеньская речь бе. Поляне же прозвании быши, зане в поли седяху, а язык
словенски един».
«И идоша за море к варягам, к Руси. Сице
бос я зваху тьи варязи Русь, яко се друзии зовутся вие, друзии же урмане,
анъгляне, друзии гъте тако и си. <…> И от тех варягъ прозвася Русская
земля».
3. Из «Повести временных лет»
«Си же обри
воеваху на словенах, и примучиша дулебы, сущая словены, и насилье творяху женам
дулебским: аще поехати будяше обърину, не дадяше въпрячи коня, ни вола, но
веляше въпрячи 3 ли, 4 ли, 5 ли жен в телегу и повести обърена, и тако мучаху
дулебы. Быша бо объере телом велици и умом горди, и Бог потреби я, помроша вси,
и ни остася не единъ обърин. И есть притча в Руси и до сего дне: погибоша аки
обре; их же несть племени ни наследъка».
Приложение 4
Экскурсия в сельскую библиотеку