Областной конкурс исследовательских и творческих работ

Номинация. История России до 1917 г.

Тема. Декабристы в Сибири


       Автор: Чудиновская Людмила Александровна,  ученица 10-го класса

 Руководитель: Исаева Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания 

Введение

 

     186 лет назад в России произошло событие, которое обозначило новую полосу ее исторического развития.     14 (26) декабря 1825 года в Петербурге, столице Российской империи, произошла попытка государственного переворота. Восстание было подавлено, а его участники подверглись  расправе. Пять человек были казнены, остальные 105 декабристов, разделенные на 11 разрядов, приговорены к ссылке в каторжные работы сроком от 2 до 20 лет, с последующим поселением в Сибири, или к бессрочной ссылке на поселение, к разжалованию в солдаты и матросы, а иные к отправке на работы в крепостях, что было хуже каторги.

     Восстанием декабристов началась история организованного революционного движения в нашей стране. Посвятив свою жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные страницы в историю русской культуры. Не было ни одной области духовной жизни, в которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не проявили бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к познанию, где не сказывались бы их борьба против консервативных норм, удушающих живую мысль и творческую инициативу.

     Разгром восстания 14 декабря 1825 года развеял надежды декабристов на революционные преобразования в России. Но, брошенные в тюрьмы, находившиеся на каторге и в ссылке, они в большинстве своем не только остались верны прежним убеждениям, но и мучились новыми вопросами о судьбах родины, стремились в труднейших условиях приносить ей посильную пользу.

     Данная работа направлена на изучение следующей проблемы: какой вклад внесли декабристы в развитие отечественной культуры, просвещение народных масс и формирование национального самосознания.

     Целью данной работы является исследование деятельности декабристов в годы сибирской ссылки.

     Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1)      охарактеризовать хозяйственную деятельность декабристов в Сибири;

2)      проанализировать их научную, медицинскую, педагогическую деятельность;

3)      дать оценку деятельности декабристов в борьбе с административным произволом.

     Объектом исследования являются декабристы, предметом – их жизнь и деятельность в Сибири.

     Методы исследования, которые использовались  в данной работе: подбор и изучение литературы, описание, анализ, обобщение.

     Движение декабристов и их дальнейшая жизнедеятельность в Сибири и на каторге широко описана в литературе. При написании данной работы использовались библиографические записки  Александра Поджио и библиографический справочник. Жизнь и деятельность декабристов в Сибири подробно освещена в произведениях Нечкиной Милицы Васильевны «Декабристы», Г. П. Шатровой «Декабристы и Сибирь». В работе Окуня С.Б. «Ссыльные декабристы в Сибири» описывается просветительская деятельность декабристов. Александр Иванович Герцен в монографии «Былое и думы» дает оценку всей деятельности декабристов.

     Данная работа имеет практическую и социальную значимость. Она может использоваться для более углубленного изучения истории и культуры  нашей страны на уроках истории и обществознания, классных часах и способствует формированию гражданской позиции и национального самосознания подрастающего поколения, воспитанию патриотических чувств и выработке собственной индивидуальной позиции.


1. Хозяйственная деятельность декабристов

и их связи с крестьянством

 

     Бурные двадцатые и тридцатые годы XIX столетия не прошли бесследно для Сибири. Годы массовой политической ссылки, - они несли особое значение в жизни сибирского общества.

     Жившее, главным образом, своими местными интересами, отстаиванием прав, материального благополучия, временами - борьбой за лучшее будущее, оно в указанный период начинало втягиваться в круг интересов общероссийских, подчас мировых... Восстание на Сенатской площади, на юге России, восстание Польши, ссылка и пребывание декабристов в Сибири среди крестьянских поселений и одновременная переброска в Сибирь больших партий поляков-повстанцев, - дали богатый материал, над которым не могло не задуматься как городское, так и сельское население далекой окраины.

     По всей Сибири от Березова, Кондинска до вод Охотского моря, с одной стороны, от пограничных крепостей с Китаем и Монголией до Якутска и Нижне-Колымска - с другой, были разбросаны места поселения декабристов. В каторгу и ссылку были отправлены не только представители дворянских фамилий, причастных к восстанию 14-28-го декабря, во многих селах и деревнях были водворены и солдаты-декабристы, плоть от плоти народной.

     Интерес, проявленный к декабристам со стороны крестьян Сибири, не был временным, вызванным лихорадочной и таинственной их переброской в Сибирь. Он поддерживался бессознательно самим правительством, а также многолетним житьем-бытьем крестьян с изгнанниками земли родной. 

     Исходя из своих общих взглядов на Сибирь и программы ее развития, декабристы ставили целью показать населению, Сибири и русскому правительству, что же может дать этот богатый край при разумной и рациональной разработке его богатств и в каком направлении нужно их использовать, какие отрасли народного хозяйства развивать, чтобы поднять производительные силы края, от которых зависит улучшение материального положения трудящихся масс Сибири. Что нужно сделать, чтобы Сибирь могла сравниться и стать такой же развитой в экономическом и политическом отношении: страной, как Соединенные Штаты Америки.

     Декабристами были организованы первые опытные участки, где теория прилагалась к практике. Им удавалось, несмотря на короткое лето, выращивать всевозможные овощи: цветную капусту, спаржу, дыни, арбузы, артишоки и т.д., которые не были в употреблении среди местного населения или имели очень ограниченное распространение. Причем в эту деятельность активно включились жены декабристов. Полина Анненкова вспоминала: "Между тем, когда мы туда приехали, никто из жителей не думал пользоваться всеми этими дарами природы, никто не сеял, не садил, и не имел даже малейшего понятия о каких то бы ни было овощах. Это заставило меня заняться огородом, который я развела около своего домика. Потом и другие занялись огородами".

     По выходе на поселение деятельность декабристов приобретает более многосторонний характер. Те из них, которые еще в каземате предметом своей будущей деятельности избрали сельское хозяйство, с выходом на поселение приступили к организации образцовых хозяйств.

     Сосланные декабристы обязаны были в местах поселения искать пропитание собственным трудом. Когда убедились, что рекомендуемое властью средство, без права выезда (без особого разрешения) даже за поскотину, хлеба дать не могло, декабристы,   в письмах к краевой власти и к самому Николаю развивают мысль, что без земельного надела прожить в этих краях крайне сложно. Правительство, засыпанное письмами декабристов и донесениями краевой власти о тяжелом положении лишенных земли поселенцев, предоставило декабристам 15-ти десятинный надел.

     Получив земельные наделы, некоторые из декабристов, как, например, Сергей Трубецкой, тотчас же возвратили их крестьянам, составив и акт о добровольной передаче отведённой им земли крестьянскому обществу.

Михаил Матвеевич Спиридов под Красноярском в селе Дрокино, обработал несколько десятин дикой, запущенной, можно сказать брошенной земли. Такой земли, что иные крестьяне, удивлялись его смелости, другие утверждали, что труд его, старания, издержки и хлопоты будут напрасны, что такая земля без особой разработки не может ничего произвести, что посеянные семена или не взойдут, или при всходах будут задавлены сорными травами. Но вопреки всем этим заключениям, все посеянное взошло, выспело и в свое время собрано.

Михаил Кюхельбекер, живя в Баргузине, употреблял все присылаемые ему от родных деньги на устройство хозяйства и хлебопашества. Константин Торсон оборудовал в Селенгинске небольшую, мастерскую для приготовления земледельческих орудий. Он убедил крестьян в преимуществе молотильной машины. 

     Таким образом, деятельность в Сибири рассматривалась декабристами как ответственное и трудное поприще, достойное того дела, за которое сложили свои головы их товарищи, как непосредственная работа среди населения, как общественно-политическое служение своей Родине и своему народу, как подготовка светлого будущего Сибири и как продолжение борьбы с крепостничеством только иными путями, новыми средствами, выработанными на основании извлечения уроков из поражения восстания в период совместного пребывания в казематах.

     Как хозяйственники, декабристы не только поднимали новь, улучшали земледельческую культуру, вводя посев гречи и гималайского ячменя, не только способствовали поднятию крестьянского хозяйства и усилению продуктивности крестьянского труда, но давали в этом направлении прекрасные мысли и местной власти. В лице декабристов, живущих в селах и деревнях Сибири, крестьяне увидели, прежде всего, людей, которые вместе с народом-пахарем поднимали новь в суровом краю, делили с новоселом его редкие радости, и зачастую мыкали с ним горе неудач и разочарований, щедро преподносившихся ему капризной природой.

2. Научная, медицинская, педагогическая деятельность

 

Наука

     Декабристы оставили яркий след не только в истории русского революционного движения, но и в истории отечественной науки и культуры. Среди них были талантливые литераторы и историки, экономисты и философы, естествоиспытатели и механики, педагоги и врачи.

     Совершенно определенную краеведческую ориентацию имели занятия декабристов ботаникой и зоологией, к которым они приступили после прибытия в Сибирь. В Благодатском руднике братья Андрей Иванович и Петр Иванович Борисовы вместе с Сергеем Григорьевичем Волконским начали составлять гербарии забайкальской флоры и коллекцию насекомых.

     Много и систематически занимались ссыльные декабристы климатологическими и метеорологическими наблюдениями. Очень важным и ощутимым вкладом в развитие русской метеорологии стал десятилетний ряд наблюдений Михаила Федоровича Митькова. Не менее важное значение для изучения климата Сибири имели и термометрические и барометрические наблюдения, проводимые Александром Ивановичем Якубовичем в селе Назимовском на Енисее.

      Интересны научные исследования декабристов и в гуманитарных отраслях знаний. В Ялуторовске Иван Дмитриевич Якушкин писал философский трактат "Что такое жизнь?". Декабрист подходил к решению вопроса о сущности жизни и о месте человека в природе с материальных позиций, проявляя при этом глубокие знания новейших достижений в области естественных наук и философии.

     Научные, в частности, метеорологические исследования ссыльных декабристов привлекали внимание многих ученых России. Так, анализируя температурные наблюдения Михаила Митькова и Александра Якубовича, Александр Федорович Миддендорф пришел к важному выводу о влиянии климата Сибири на климат европейской части страны и о вторжении теплых атлантических воздушных масс далее на восток от Урала.

 

 

Медицина

 

       В той многообразной, разносторонней общественно- политической деятельности, которую развернули декабристы в сибирской ссылке, значительное место занимала врачебная деятельность, занятие медициной.

     В исследованиях ученые главное внимание уделяют врачу декабристу Фердинанду Богдановичу Вольфу. Он был профессиональным врачом среди декабристов, отбывавших ссылку в Западной Сибири. Но не только он, но и многие другие, видя и понимая острую необходимость оказания медицинской помощи широким слоям населения, самостоятельно изучили медицину и фармацевтику, народные свойства лечения, постоянно совершенствовали свои познания в этих отраслях науки и успешно вели прием и лечение больных. Особо выделились на этом поприще Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин, Андрей Васильевич Ентальцев, Николай Владимирович  Бассаргин, Иван Сергеевич Повало-Швейковский, Федор Петрович Шаховской.

     Отличалась активностью в том же направлении и группа декабристов, поселенных в Кургане. Иван Федорович Фохт лечил местную городскую бедноту, крестьян. К нему обращались чаще и охотнее, чем к местному лекарю.

     Значительным событием в жизни Фердинанда Вольфа и Павла Бобрищева - Пушкина следует считать их активное участие в борьбе против эпидемии холеры, которая в 1848 г. охватила Тобольск.

     Положение в деревне серьезно заболевших было беспомощным. Медицинская помощь совершенно отсутствовала. Из ближайшего, за несколько сот верст, города, доктор не всегда имел возможность приехать к заболевшему крестьянину. Да и не приезжал. А к заболевшему государственному преступнику мог приехать лишь с разрешения высшей краевой власти. Зачастую помощь таких приехавших докторов оказывалась излишней, больной, не дождавшись ее, умирал.

     Михаил Иванович Муравьев-Апостол пытался по силе средств и возможности облегчить отчаянное положение прокаженных, колония которых, ютившаяся в тесной юрте, давно обосновалась в Вилюйске. Покидая Вилюйск, М.И. Муравьев отдал в их распоряжение свою новую просторную юрту.

     Таким образом, при отсутствии или остром недостатке врачей та медицинская помощь, которую оказывали декабристы сибирякам, имела практическое и социальное значение. Врачебная деятельность декабристов явилась одним из путей сближения с народом, по которому шли первые русские революционеры в период сибирской ссылки.

 

Педагогическая деятельность

 

     Цвет всего того, что было образованного, истинно благородного в России, отправились, закованные, на каторгу, в почти необитаемый угол Сибири. Умственная температура в России понизилась… и надолго", - писал Александр Иванович Герцен, характеризуя состояние русского общества после расправы Николая I над декабристами. А вот Сибирь, напротив, получила целый отряд наиболее образованных и наиболее деятельных, передовых представителей, "лучших людей из дворян".

     Являясь образованнейшими людьми своего времени, декабристы были в курсе новейших открытий русской и мировой науки. Они хорошо знали европейскую политическую, экономическую и философскую литературу. Идеи европейского просвещения декабристы связывали с идеями просвещения в России, видными представителями которой, были Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Николаевич Радищев.

     В статьях и записках в период сибирской ссылки декабристы ставили вопрос о содержании, принципах и методах преподавания, придавая большое значение наглядности обучения. Наблюдение и эксперимент, указывали декабристы, способствует прочному усвоению учебного материала, вырабатывают определенные дидактические приемы, содействуют образованию у учащихся навыков самостоятельной работы.

     Во второй четверти XIX века в Сибири существовало всего три гимназии, из которых Иркутская в 1825 г. насчитывала 47 учащихся, Тобольская в 1827 г. - 40 и Томская в 1838 г. - 78 человек. Женского и высшего образования не было совсем. Поэтому смелая, многосторонняя педагогическая деятельность декабристов в Сибири заслуживает особого внимания. Анализ работ декабристов в открытых ими школах в Петровском Заводе, Чите, Селенгинске, Минусинске, Ялуторовске, Тобольске, Красноярске, селах Олонки, Урик, Оек, Смоленщина и других показывает, что они использовали лучшее, что было в русской и мировой педагогической литературе, всемерно стремились приложить и совместить активные методы преподавания в своей практике.

     Широкую деятельность по образованию народа в Сибири по выходе на поселение развернули Александр и Николай Бестужевы, Иван Горбачевский, Дмитрий Иванович Завалишин, Алексей Юшневский, братья Петр и Андрей Борисовы, Александр Поджио, Константин Торсон, Вильгельм Михайлович Кюхельбекер, Александр и Петр Беляевы, Матвей Муравьев-Апостол, Гавриил Батеньков, сосланный в Томск после двадцатилетнего заключения в Петропавловской крепости.

      В свои учебные программы декабристы вводили произведения Александра Сергеевича Пушкина, Кондратия Федоровича Рылеева, Ивана Крылова, Михаила Юрьевича Лермонтова. Из мировой литературы – Уильяма Шекспира, Джорджа Байрона, Вольтера, Жан Жака Руссо. Учителя расширяли познавательный кругозор, развивая самостоятельность мысли и независимость убеждений. Они раскрывали глубокую познавательную ценность произведений, хорошо понимали нравственно-воспитательный характер литературы и ее значение в формировании мировоззрения молодежи.

     Декабристы явились основоположниками женского образования в Сибири, эту их деятельность надо рассматривать как выдающееся явление передовой педагогической мысли и практики в России второй четверти и середине XIX века. Став близко к крестьянству, узнав его трудолюбие, сметливость, сознание своего достоинства, декабристы поняли, что крестьянину, наравне с хлебом, нужна грамота. В лице декабристов крестьяне Сибири увидели первого народного учителя, который бескорыстно нес знания в темную народную массу.

     Так Михаил Иванович Муравьев-Апостол учил крестьянских ребят в далеком Вилюйске. 3а неимением в этой глуши часов, он придумал способ определения классного времени. Над своей юртой он вывешивал флаг, служивший знаком, что учитель ждет своих учеников. За ним шли братья Александр и Петр Беляевы. По просьбе мещан и крестьян, ближайших к Минусинску деревень, они открыли в Минусинске школу, в которой обучали детей чтению, письму, арифметике, начаткам географии и русской истории. В Петровском заводе, в Смоленщине, Усть-Куде, Итанцах - всюду декабристы, уча детей, несли свет и знание в крестьянскую среду.

     Владимир Федосеевич Раевский много энергии и средств потратил на создание в селе Олонках (на Ангаре) постоянной школы. На свои средства он нанял помещение, пригласил учителя, некоего Гусарова, и убеждал всех крестьян учиться, говоря, что "ученому везде легче". Сначала его предложение не имело успеха. Вполне понятно, в народе существовал взгляд, что занятие чтением, писанием ведет к зачитыванию, "помрачению ума". Но позже крестьяне охотно отдавали своих детей в школу.

     Педагогическая деятельность декабристов внесла большой вклад в развитие народного образования. Приемами обучения декабристы охотно делились с коллегами, многие ездили учиться их методическому мастерству. Учителя-сибиряки часто увозили с собой не только опыт организации школ и преподавания, но и вольнодумство, готовность к самопожертвованию во имя просвещения сибиряков.

     Таким образом, оказавшись в тяжелейших условиях сибирского края, оторванные от родной земли, от своих родных и близких, декабристы не сложили руки, не упали духом,  а продолжали жить и трудиться на благо своего народа, принося людям конкретную пользу своей деятельностью.

 

3. Борьба декабристов с административным произволом

 

     Наряду с борьбой за светлое будущее Сибири путем распространения просвещения, образования, изучения ее и знакомства с нею, передовых людей, декабристы считали своим долгом вести всеми имеющимися у них средствами борьбу с основным злом сибирской действительности, - "сатрапской" формой управления и всеми вытекающими отсюда последствиями: системой собирательства и так далее.

     В этом отношении своей полезной деятельностью особенно выделились декабристы Владимир Штейнгель, Иван Пущин, Дмитрий Завалишин и находившиеся на службе в Сибири: Александр Бригген, Петр Свистунов, Николай Семенов, Николай Басаргин и другие.

     Близость декабристов к крестьянам была не на руку старшинам, писарям и прочему сельскому начальству, с злоупотреблениями которых боролись декабристы. Отстаивая крестьян в пору, все нивелировавшего Николаевского режима, они способствовали росту их гражданского развития и сознанию человеческого достоинства.

     В Чите на защиту интересов населения выступил Дмитрий Иванович Завалишин. Деятельность Дмитрия Завалишина не ограничивалась узкими рамками заступничества за местное население от произвола властей и раскрытия злоупотреблений мелких чиновников. В отличие от других декабристов он перешел к широкой критике "сатрапской" формы управления Сибирью.

     В деятельности Дмитрия Завалишина в это время значительное место занимала идея исправления нравов, борьба за водворение справедливости, против произвола, всевозможных злоупотреблений властью, взяточничества.

     Общеизвестно, что административный произвол в Сибири являлся не менее тяжелым бременем для населения Сибири, чем помещичий произвол для крестьянства Европейской России. И борьба против него так же, как и против крепостного права, имела большой политический смысл. Вскрывая злоупотребления суда, произвол местных властей от мелких чиновников до генерал-губернаторов, декабристы тем самым уже показывали местному населению и передовым людям России несостоятельность и гнилость системы управления Сибирью, неспособность русского самодержавия обеспечить благоденствие и безопасность населения столь богатой окраины России. Даже в тех случаях, когда борьба декабристов на этом поприще ограничивалась простым заступничеством за интересы трудящихся, не переходя к широкой критике всей системы управления Сибирью и Россией, как это имело место в деятельности Александра Бриггена, Николая Семенова, и Ивана Пущина, то и она не проходила бесследно. Она воспитывала массы в духе недоверия к местным властям, а, в конечном счете, к царскому правительству и в целом подрывала систему крепостничества и самодержавия в России и Сибири.

     Следовательно, декабристы наряду с просветительством немалое место в своей практической деятельности отводили борьбе с административным произволом, несправедливым судом, грабежом местного населения различного рода чиновниками и купцами. 

      

 

Заключение

 

     Вся деятельность ссыльных декабристов в Сибири была направлена на ускорение социально – экономического, общественно – политического и культурного развития края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи – вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири. 

     Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться.

      Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.

     Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике школ декабристов большое внимание уделялось предметам естественнонаучного цикла, всемерному внедрению наглядности, использованию местного материала.

     Многое из того, что вводили в своей учебно-воспитательной работе декабристы, нашло отражение и дальнейшее развитие в советской, а затем и российской педагогической практике.

     Декабристы воспитывали своих учеников в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине и к родному краю, терпимости и уважения к другим народам, видя в них людей, которым предстоит преобразовать общество на более справедливых началах.

     Они первыми приступили к созданию публичных библиотек и библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало.

     Открыв женские школы на территории Сибири, они фактически первыми в России положили начало вовлечению женщин в сферу умственного труда. Вся их деятельность была посвящена будущим социально – экономическим, политическим и культурным преобразованиям общества, независимо от того, касалось ли это врачебной помощи местному населению, или шла речь о пропаганде музыки, живописи и т.п.

     Декабристы сделали бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, дает основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни края.

 


Список литературы:

 

  1. Декабристы: Биографический справочник. - М., Наука 1988 г.
  2. Декабристы и Сибирь. - Новосибирск, Наука 1977 г.
  3. Нечкина М.В. Декабристы. - М.: Наука 1982.
  4. Окунь С.Б. Ссыльные декабристы в Сибири. - Л., ЛГУ, 1985.
  5. Поджио А.В. Записки декабриста. - М. 1980.
  6. А. И. Герцен. Былое и думы, ч. 2. - Л., 1949.
  7. Г. П. Шатрова. Декабристы и Сибирь. - Автореф. Томск, 1958.
  8. Интернет-ресурсы 
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }
Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0