Как правильно написать эссе

 

     Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

     Эссе - литературный жанр, основанный на ассоциативном мышлении.

     Ассоциация - (от лат. associatio – соединение) – связь двух представлений (ощущений, восприятий, идей) когда одно, появившись, вызывает в сознании другое.

     Ассоциации  у всех особые. Ассоциативный ряд зависит от многого: от силы впечатлений, вызываемых элементами ассоциативной связи, от их новизны, а также от способности человека к образному мышлению, от уровня его знаний, жизненного опыта и т.д.

     Ассоциативное мышление – мышление, основанное на ассоциациях. Исключительно важная составляющая разума человека по переработке информации, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование (отстранение от неважных деталей). Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей – обобщать, проводить параллели, порождать образ.

     Упражнение на развитие ассоциативного мышления.

     То, что пролетает мимо:

     - Корабль на всех парусах.

     - Годы человеческой жизни.

     - Весна, лето, осень, зима.

 

     Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

     Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М. Монтень ("Опыты", 1580 г.). Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве. Эссе пишутся практически по всем выпускным экзаменам гуманитарного цикла. На курсах повышения квалификации зачастую в качестве итогового контроля учителям предлагается написание эссе. Конкурс эссе помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!

     Важно написание эссе и для молодого специалиста.

     То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои достижения и промахи, позволяет работодателю определить, достаточно ли хорош этот человек для бизнеса, достаточен ли его опыт работы для того, чтобы оправдать надежды в будущем и принести пользу компании (организации, предприятию).

     Одна из задач, которая стоит сегодня перед учителями при подготовке учащихся к выпускным экзаменам – это научить детей писать эссе.

    Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

     Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

 

Структура и план эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

  1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).
  2. мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

  • вступление
  • тезис, аргументы
  • тезис, аргументы
  • тезис, аргументы
  • заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

  1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
  2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
  3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Классификация эссе

С точки зрения содержания эссе бывают:

  • философскими,
  • литературно-критическими,
  • историческими,
  • художественными,
  • художественно-публицистическими,
  • духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе предстают в виде:

  • рецензии,
  • лирической миниатюры,
  • заметки,
  • странички из дневника,
  • письма и др.

Различают также эссе:

  • описательные,
  • повествовательные,
  • рефлексивные,
  • критические,
  • аналитические и др.

 Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы:

  • личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,
  • эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

 

Признаки эссе

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

  1. Небольшой объем

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц машинописного текста.

  1. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка

Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

  1. Свободная композиция - важная особенность эссе.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

  1. Непринужденность повествования

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

  1. Склонность к парадоксам

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

  1. Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

  1. Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Итак, при написании эссе важно

определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

 

Правила написания эссе

  • Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.

 

  • Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

 

  • Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

 

  • В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

 

Упражнения на развитие креативного мышления

1.       «Способы применения предмета».

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например – книга. Надо перечислить как можно больше способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз лежащее на столе письмо и т.д. 

 

  1. «Связано – не связано».

Оно состоит из двух равноправных частей. В первой части играем в связанные ассоциации. Во второй части - в несвязанные ассоциации.

Связанные ассоциации. Ведущий задаёт слово. Этим словом должно быть (желательно) нарицательное имя существительное в именительном падеже. Затем по кругу каждый игрок продолжает цепочку ассоциаций - то есть называет ещё одно слово, чётко ассоциативно связанное с предыдущим.

Пример: путешествие, вагон, билет, кондуктор, чемодан, пассажир, попутчик, вид, окно, станция.

В следующем раунде игры мы играем в несвязанные ассоциации.

Пример: путешествие, расход, закат, бомбёжка, полиэтилен, маска, ребёнок, ужас, воротник.

 

  1. Выясните, какими свойствами, качествами и характеристиками обладает самовар. Для удобства можете записать эти свойства.

 

4.       Какие решения следующей проблемы Вы придумали в первую очередь за отведенное время: Как накормить ребенка кашей. Мухоморы стали маскироваться под грузди и маслята и т.д.

5.       Придумайте как можно больше самых разных похожих формулировок к следующему предложению: Опоздание в школу.

6.       Придумайте и опишите как можно более нереалистичный, фантастический, не существующий в действительности: Памятник.

7.       «Что, если бы...»
     Что, если бы люди умели летать?
     Что, если бы животные умели говорить?

8.       «Что общего?»

9.           В этой технике на развитие креативности участникам предлагается найти как можно больше сходства между абсолютно не похожими друг на друга предметами или явлениями. 

10.       Что общего между жителями Лапландии и кофе?

11.       Что общего между поездами и шнурками для кроссовок?

12.       Что общего между шоколадом и горой?

Попробуйте написать эссе на тему

 «Профессия учитель – самая важная профессия на Земле!»

 

 

Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0