«Ситуация успеха и ситуация неуспеха».

 

      Хорошо проведенный урок — это шаг, сделанный группой в познании, общее ощущение продвижения, эмоциональное проживание групповых и личных достижений, обретение новых сил, радостное осознание успеха.

      Если урок осознается как ситуация успеха или эпизод урочных занятий проживается в качестве ситуации успеха, то это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду, к себе. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика и достоинства группы. А ситуация успеха, т. о., становится фактором развития личности школьника.

     Ситуация успеха — это субъективное переживание человеком (или группой) личных достижений в контексте истории его (или группы) жизни. Здесь речь идет о достижениях узкого плана личностной судьбы, которая ежедневно разворачивается и совершается на уроке. Ребенок, удачно решивший задачу в классе, принципиально ничем не отличается от домохозяйки, испекшей великолепный пирог, - тут проживание успешности налицо.

     Ситуация успеха не возникает там, где допускается сравнивание одного ребенка с другим, сопоставление одной группы с другой.

     Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как группа слабой успеваемости, так и группа высокой продуктивной деятельности.

     Как же создается ситуация успеха?

     Первым условием ситуации успеха является атмосфера доброжелательности в классе в течение всего занятия, но особенно — в первые минуты интеллектуальной работы. Слагаемые атмосферы доброжелательности — улыбка, добрый взгляд, мягкие жест, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость по отношению к любому, кто совершил оплошность, допустил ошибку.

     Снятие страха — второй шаг к успеху ребенка. Педагог говорит что-то вроде: «Ничего страшного, если не получается... всегда можно исправить. . .а, если не получится, мы будем знать, как это надо сделать». Так можно снять психологическую зажатость.

     Необходимо авансировать детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи: выдать «авансом» ожидаемый результат: «У тебя, конечно же, получится...», «Вы сделаете, и сделаете хорошо»...

     Подкрепляется авансирование приемом «персональной исключительности»: педагог отмечает те особенности группы или отдельного ученика, которые позволяют ему выражать веру в достижение успеха. Например, он говорит: «Именно у тебя получится, ты ведь такой...» Основанием служит любое соответствующее достоинство школьника.

     Ключевым моментом ситуации успеха выступает высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив — сильнейший механизм. Педагог, зная это, обязательно подготовит мотивировку, аргументируя надобность действий: «Это нам всем очень полезно...» или «Тебе важно, чтобы...», или «Очень нужно, потому что...».

     Реальной помощью в движении ребенка к успеху становится так называемая скрытая инструкция, посылаемая субъекту для инициирования мысленного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения. Говорится примерно следующее: «Тут главное, как ты помнишь...» или «Начать, наверное, лучше всего с...», или «Если вспомнить, что легче, когда...». Идет указание на какую-то операцию деятельности, которая могла бы стать опорной для ребенка в исполнении заданного. Но, инструкция непременно должна носить скрытый характер, чтобы не задавить воображение, своеобразие ребенка, не навязать ему свой путь решения проблемы.

      Операции снятия страха, авансирования, мотивирования, инструктирования завершаются кратким экспрессивным воздействием: «Ну же, начинай!», или «Приступай!», или «За дело!» - педагогическое внушение, собранное в яркий фокус. И ребенок (или группа) приступает к осуществлению замысла.

     В процессе работы часто бывает необходима педагогическая поддержка, без которой слабые и неуверенные в себе дети не достигают успеха.

     Школьные педагоги не раз пытались оформить систему профессиональных умений по созданию ситуации успеха. Приведем пример таких попыток:

Ничего не бойся

Ты делаешь для всех.

Лишь на тебя надеемся

И верим в твой успех.

Получится, как надо,

И даже сверх того.

Мелок лежит здесь рядом.

Давай начнем с него!

     Для достижения ситуации успеха на уроках истории и обществознания мною применяются различные приемы и методы, которые активизируют деятельность учащихся, пробуждают интерес, помогают ребенку почувствовать себя увереннее.

     Прием «Мозговой штурм» позволяет детям высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, приводить аргументы в ее защиту. На таких уроках присутствует элемент соревновательности, дети оценивают себя сами, для этого от каждой группы выбирается один человек в жюри. Очень важно, что высказываемые точки зрения не критикуются, не подвергаются сомнению, учении просто должен как можно более убедительно аргументировать свое мнение.

     В 9 классе, например, при изучении темы «Всеобщая декларация прав человека», класс разбивается на группы, имитирует группу людей, попавших на необитаемый остров после кораблекрушения. До оказания помощи они должны выработать 10 правил совместного проживания. Таким образом, дети на практике оценивают значение такого важного документа, как «Всеобщая декларация прав человека», и когда дело доходит до непосредственного знакомства с этим документом, дети делают это с большим интересом  и осознанно.

     Очень часто на уроках применяется метод совместной работы в группах, когда учащиеся самостоятельно изучают текст, делают его графическое изображение и затем защищают его перед всем классом. Такой вид работы снимает у детей чувство страха одиночного ответа у доски, совместно найденные ответы придают ребенку больше уверенности.

     Новизна таких уроков состоит в том, что:
- обучение идет в деле и через дело (все ученики класса активно участвуют в открытии темы, определении цели урока, планируют свою учебно-познавательную деятельность, самостоятельно выводят новые правила);
- на таких уроках ученики видят результаты своего труда (оценивают результативность учебно - познавательной деятельности путем коллективного обсуждения и самооценки (система оценки «Оцени себя сам»);
- учатся на собственном опыте и опыте других учеников;
- возрастание интереса каждого учащегося идет по мере выполнения заданий;
- учитель же координирует весь процесс поиска и усвоения новой информации, поощряет учеников, поддерживает непрерывную обратную связь.

Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0