Россия в XIX веке
1. Этот человек был старшим сыном в своей семье, его воспитанием больше занималась бабушка, нежели родители; она возлагала на него особые надежды;
· принято считать, что ему был свойственен умеренный республиканизм, привитый его воспитателем Ф. Лагарпом;
· часто его называют просвещенным европейцем, однако отмечают двоедушие, подозрительность, легкую внушаемость, равнодушие к людским судьбам;
· первые мероприятия его после вступления на престол были вполне естественными: отмена запрета на выезд за границу, на европейскую одежду и литературу, возврат из ссылки опальных чиновников;
· этот император стремился жить вне столицы, видимо, потому, что чувствовал здесь давление высших бюрократических и гвардейских сфер, а также помнил заговор против своего отца и ту легкость, с какой он совершился.
2. Воспитателем его был якобинец Ж.. Ромм, которого судьба случайно занесла в Россию;
· свое образование этот человек завершал во Франции, попав туда как раз в период революции;
· молодой граф-республиканец записался в якобинский клуб и жертвовал деньги на революционные нужды до тех пор, пока не был возвращен в Россию по требованию императрицы Екатерины II;
· он больше всех работал в Негласном комитете, вел протоколы заседаний и искренне надеялся на скорые реформы;
· графу пришлось пережить и смерть сына, и гибель надежд на преобразования России.
3. Сын сельского священника, этот человек и сам готовился к духовной карьере. Он окончил Петербургскую духовную академию и преподавал в ней некоторое время;
· гражданская служба началась у князя Куракина, затем он стал личным секретарем императора, а позднее и госсекретарем;
· его отличали уникальная широта взглядов и феноменальные способности. Наполеон, шутя, предлагал Александру I обменять этого человека на какое-нибудь королевство;
·
этот человек в
· после смерти Александра I его вновь привлекли к государственным делам и поручили заниматься кодификацией российских законов, где опять ярко проявились его уникальные способности;
· к концу жизни он занимал высокие посты, стал графом, но не стремился высказывать новые идеи, а лишь выполнял порученное. Именно этого человека называют «светилом российской бюрократии», вкладывая в это исключительно положительную оценку.
4. Характеризуя этого человека, его наделяют только отрицательными качествами: жестокость, беспощадность, тщеславие, трусость, лживость, мелочность, льстивость;
· он родился в Псковском крае, сумел выбраться на учебу в Артиллерийский и Инженерный шляхетский корпус, в котором у него открылись такие способности к математике, что его оставили преподавать этот предмет в корпусе;
· возвышение началось при Павле I с поста командира гатчинской артиллерии, а при Александре I он стал графом и докладчиком по делам Комитета министров, что позволило ему сосредоточить в своих руках огромную власть;
· в начале XIX века именно при активнейшем участии этого человека российская артиллерия стала одной из лучших в мире;
· именно он был инициатором печально знаменитых военных поселений, которые, по его мнению, должны были улучшить армию и облегчить казне ее содержание. Своеобразное понимание государственного интереса хотя и было свойственно этому человеку, но оно занимало второе место в его сознании после верности монарху.
5. А.С. Пушкин о нем говорил: «Человек умный во всем смысле этого слова… один их самых оригинальных умов, которых я знаю»;
· участвовал в войнах с Наполеоном, награжден орденами и золотой шпагой «за храбрость»;
· многие из единомышленников недолюбливали и побаивались этого человека, считая его диктатором, кандидатом в российские Бонапарты;
· он собирался предложить императору компромисс: отменить крепостное право и изменить политический строй государства, а деятели его организации предоставят грамотные кадры для проведения преобразований, однако товарищи отговорили его от такого шага;
· программный документ организации, составленный им, назывался «Русская правда» и был достаточно радикальным даже среди подобных документов.
6. Этот человек получил хорошее военное образование, но не имел опыта ни в военных, ни в государственных делах;
· имел двух старших братьев, поэтому при нормальном ходе событий не должен был царствовать и воспринял свое воцарение как знак судьбы;
· для его правления характерны попытки разрешить многие актуальные для России проблемы, с этой целью он создавал секретные комитеты;
· при нем на высших государственных должностях оказалось много немецких дворян из Прибалтики, что сам он объяснял так: «Русские дворяне служат государству, а немецкие – мне»;
· Н.А. Добролюбов писал о нем: «Солдат по призванию, солдат по образованию, по наружности и по внешности».
7. Был прекрасно образован, любил изящество и аристократизм в искусстве, пробовал свои силы в литературе и считался хорошим знатоком античности;
· в начале века исповедовал и пытался отстаивать либеральные идеи, за что поплатился карьерой;
· в 30-е годы он отказался от многих своих взглядов и убеждений и использовал все средства, чтобы сделать карьеру, вплоть до подлогов и доносов;
· однако в среде николаевских чиновников он так и не стал своим, и государственная его служба оказалась недолгой;
· занимал пост министра просвещения и прославился теорией «официальной народности».
8. Этот человек ни по личной склонности, ни по психологическому складу не был реформатором;
· получил прекрасное образование – среди его учителей были В.А. Жуковский и М.М. Сперанский – и уроки государственного управления, его считали сторонником жесткого курса;
· это был мягкий, домашний человек, который любил придумывать и рисовать новые виды военной формы, но при этом был одержим решимостью не допустить скатывания России на второстепенные позиции;
· вступил на престол в трудных условиях – Россия проигрывала в войне, что очень сильно повлияло на государственную политику этого императора;
· был страстным охотником, не мог пройти мимо «Записок охотника» И.С. Тургенева, об этой книге он говорил позднее, что именно она убедила его в необходимости отмены крепостного права.
9. Эта иностранка, дочь принца Вюртембергского, стала в России более русской, чем многие придворные из ее окружения;
· слушала лекции в Петербургском университете, посещала академию наук и Вольное экономическое общество;
· старалась покровительствовать русскому искусству: она давала деньги на перевозку в Россию картины А. Иванова «Явление Христа народу», помогала братьям Рубинштейнам в открытии консерватории;
· вместе с великим князем Константином Николаевичем участвовала в создании русского Красного Креста;
·
в
10. Он обладал здравым умом, умением поддерживать интересную беседу, относительной терпимостью к чужим мнениям, доброжелательностью;
· верил в прогресс человечества, боялся, что Россия может отстать от его достижений, выход из этой проблемы видел в расширении народного образования, развитии науки, широком обсуждении проектов законов;
· был военным человеком, и большая часть его службы прошла на Кавказе, где он показал себя прекрасным военным специалистом и умелым организатором; отличался от других генералов тем, что проводил так называемую политику замирения с местным населением, которая дала положительные результаты;
·
в
· став министром внутренних дел, предложил проект, получивший название «конституции», хотя это был всего лишь возможный шаг к конституционному устройству;
· его политику единомышленники называли «диктатурой сердца», а либеральный народник Н.К. Михайловский – «политикой лисьего хвоста и волчьей пасти».