Областной конкурс исследовательских и творческих работ

Номинация. История Древней Руси

Тема. Роль Русской православной церкви

 в истории Российского государства


              Авторы: Копанева Надежда Александровна, 

Родикова Валерия Алексеевна, ученицы 10-го класса

 Руководитель: Исаева Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания

 

Введение

 

     Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

     Одним из важнейших факторов, обусловливающих своеобразие формирования российской культуры является утверждение на Руси православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям.

     Таким образом, проблема, которая будет рассмотрена в данной работе: какое влияние на формирование и развитие Российского государства оказала православная ветвь христианства.

     Цель данной работы: охарактеризовать влияние православной церкви на формирование и развитие Российского государства.

     Задачи:

1)       выяснить предпосылки принятия христианства на Руси и причины утверждения его православной ветви;

2)       проанализировать значение принятия христианства на Руси;

3)       оценить роль Русской православной церкви в истории Российского государства.

     Объектом исследования является православная ветвь христианства, принятая и утвержденная на Руси в качестве государственной религии в X в.

     Предметом исследования является Российское государство, на формирование и развитие которого непосредственное влияние оказала православная религия.

     При написании данной работы использовались такие методы, как накопление и отбор литературы, анализ, синтез, сравнение и обобщение изученного материала.

     В процессе исследования были изучены и использованы работы Балакиной Татьяны Ивановны, в которой дается краткий очерк истории развития русской культуры с древнейших времен до начала XX века, Георгиевой Татьяны Сергеевны, показывающей историю возникновения и развития русской национальной культуры. В произведении Семенниковой Любови Ивановы отражены роль и место России в мировом сообществе.  Знаменитый русский историк Соловьев Владимир Сергеевич дает оценку влиянию Византии на русскую культуру. Доктор исторических наук Пашков Борис Григорьевич преподносит историю страны через призму правления великих русских князей, в том числе князя Владимира.

    Работа имеет практическую, культурологичекую и социальную значимость. Она способствует более углубленному и детальному изучению истории и культуры нашей страны и может использоваться в качестве дополнительного материала на уроках истории, обществознания, мировой художественной культуры, классных часах, а также при подготовке к выпускным экзаменам.


1. Предпосылки принятия христианства на Руси.

 

     Введение христианства на Руси связано с именем князя Владимира, который в 980 г. встал во главе молодого, начавшего только формироваться, Древнерусского государства. Религия издревле является носителем культурных ценностей, важным элементом любой культуры. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии, поэтому она стремилась войти в этот мир и стать вровень с европейскими государствами.

     В конце X века в Европе шла ожесточенная борьба, борьба непривычная, ибо ее добычей должны были стать не золото и драгоценности, не новые земли и реки, а человеческие души, души славян и других народов, не отошедших еще от язычества. В число этих народов входила и Русь.

     В 986 г., по словам древнего летописца, великий князь Владимир всерьез задумался о новой государственной вере. К этому его подталкивали следующие факторы.

     1. Необходимость достижения национального сплочения и этнокультурного объединения разрозненных восточнославянских племен, в том числе и в форме единого государства.

     2. Русь занимала особое геополитическое положение, заключавшееся в ее нахождении между Западом и Востоком. Это приводило к постоянной подверженности духовной жизни и культуры русского народа перекрестному влиянию различных цивилизаций. Перед молодым формирующимся государством встал вопрос о самоопределении древнерусской народности в координатах: "Запад-Восток" и "Север-Юг", постепенно приобретавший не только географический, но и политический, культурно-религиозный смысл.

     3. Вместе с направленностью национальных интересов (включая выбор наиболее естественных союзников и определение главных угроз своему национально-государственному существованию) выявлялось направление собственного территориально-государственного и национально-культурного развития.

     Таким образом, проблема выбора религии, а вместе с ней и определенного культурно-исторического пути, стояла перед Русью очень остро. До своего исторического крещения Русь проявляла большой интерес и к исламу, и к иудаизму в соседних с собой странах. Но обе эти восточные религии были отвергнуты руководителями древнерусского государства.

     Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. "Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти”,- так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми.

     Так гласит летопись. Каковы же истинные причины принятия восточной ветви христианства, развивавшейся в соседней Византии и получившей впоследствии имя "православия" в противоположность западному христианству - "католичеству"?

     Сам культурно-исторический выбор древнерусским обществом в качестве государственной религии именно восточного христианства был продиктован не только государственно-политической мудростью князя Владимира и тех слоев раннефеодального общества у восточных славян, которые он представлял в своей политике, но и потенциальной "предрасположенностью" древней восточнославянской культуры именно к такому, а не иному выбору.  

     Одной из первых причин была территориальная близость Византии как культурного, религиозного и политического центра, с давних пор ощущавшаяся Русью как важный фактор исторического развития (что проявлялось в различных формах притяжения и отталкивания - от торговых и культурных связей до завоевательных, нередко просто грабительских походов "на Царьград"). Несомненно, что во всех отношениях Константинополь как культурно-политический и духовно-религиозный центр был для Руси (не только чисто территориально, но и в ценностно-смысловом отношении) ближе, чем Иерусалим или Рим, не говоря уже об отдаленных аравийских Мекке и Медине. События, происходившие в Византии, были достовернее, понятнее, ощутимее верхушке древнерусского общества, нежели те, что имели место у "латинян", арабов или в окутанной легендами Палестине; в некоторых из них свою роль играли или пытались сыграть и русские - князья, воины, торговцы, послы.

     Второй причиной, обусловившей выбор князя Владимира, стал тот факт, что Византийская империя была для русских не только богатым и могущественным соседом (соперником в делах военных, экономических и политических, предметом зависти и корыстного интереса для восточнославянских племен), но и в известном смысле выступала как идеал государственного могущества, всемирной признанности, экономического и духовного богатства, как пример, образец, эталон оптимального общественного устройства - централизованного, иерархизированного, регламентированного до мельчайших деталей ритуального или церемониального характера. Можно даже сказать, что создателям древнерусского государства было уже недостаточно жить за счет своего великого соседа, однако неприемлемо, да и невозможно было жить под его эгидой или покровительством; задача состояла в том, чтобы стать державой, равновеликой Византии, быть ее партнером, союзником, быть может, конкурентом во всех международных делах, - но "на равных", как два побратима. Крещение могло сознаваться в этом контексте как акт культурно-исторического "выравнивания", "братания", ценностно-смыслового уподобления.

      Предпочтение восточной ветви христианства было связано также и с факторами культурно-политического характера. Принятие западной ветви христианства означало для Руси признание над собой власти папы (по крайней мере, духовной). Однако, пример государств Западной Европы показал, что папская власть претендует и на светское господство, включая внешне- и внутриполитическую сферы. Подобная религиозно-духовная или государственно-политическая зависимость не устраивала древнерусских князей с их естественным стремлением к государственной самостоятельности и независимости, к культурному и религиозному самоутверждению и не соответствовала тем историческим задачам, которые решала на этом этапе своего национального становления и развития древнерусская народность, стремившаяся к культурному, политическому и религиозно-духовному оформлению. Принять веру православную – тоже означало сделать Русь зависимой от патриарха Константинопольского, но, Папа римский, несмотря на то, что находился дальше, слишком активно, вместе с католичеством, наступал на соседние славянские государства.

     Таким образом, в лице Византии и восточно-христианской церкви древняя Русь получила идеальную модель преодоления язычества в формах христианства, притом в культурно-исторических условиях, максимально близких древнерусским.


 2. Значение принятия христианства на Руси.

 

     Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.

     Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого-либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя русским, православным.

     Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам, и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т.к. "несть власти не от Бога”, воспитывала терпимость к ближнему. Да и в целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека.

     Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.

     Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.

          В целом, принятие христианства на Руси способствовало:

     •     включению Руси в европейский христианский мир, появлению возможности играть в нем видную роль;

     •     установлению политических, торговых, культурных связей со странами христианского мира;

     •     созданию широкой основы для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов;

     •     укреплению молодой русской государственности;

          гуманизации всего древнерусского общества;

     •     становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране:

     •     развитию на Руси архитектуры, искусства, появлению первых летописей, школ, созданию крупных литературных и художественных ценностей.

     Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. В то же время своеобразие русского православия определило и значительные отличия русской цивилизации от европейской. Основу христианского учения представляет идея индивидуального "спасения”, достигаемого путем нравственного самосовершенствования и духовного очищения. Приближение к Богу достигается через подавление в себе всего плотского и материального, дьявольского. На Руси же в условиях сохранения общины и коллективистских принципов, идея личности не получила должного развития, христианство воспринималось как учение, указывающее путь спасения для всего народа, или, как будут говорить славянофилы в ХIХ в., - соборной личности.

     В итоге, западноевропейское "прочтение” христианства, исходящее из того, что спасение человека зависит от его собственной воли, открывало больше возможности для самостоятельности, а, следовательно, и внутренней свободы человека, что создавало духовные предпосылки для становления личности и достижения ею внешней свободы. В результате этой активности личности и происходило более динамичное развитие европейских стран. Православие, воспринимая общество как единое целое, которому каждый человек обязан служить, побуждало личность жертвовать своими интересами во имя общего. Более требовательно оно относилось и к человеку, ориентируя его не на внешнее обустройство мира, а на достижение морального совершенства.

     Это приводило к аскетизму, стремлению не приспособить мир согласно своим потребностям, а качественно преобразовать его, добившись коллективного спасения. Однако трудность достижения, как духовного совершенства, так и особенно одухотворения мира, его спасения, очень часто приводила к разочарованию и, в итоге, - к отпадению человека от бога. В русской истории эти периоды были отмечены народными бунтами, преступлениями и другими социальными бедствиями. Переходы же от одной крайности к другой, т.е. от стремления к идеалу, а затем - к резкому отказу от него, определяли циклический, инверсионный характер русской истории.

     Еще одно отличие православного и католического мира заключалось в разных отношениях между церковью и властью. На Западе церковь соперничала с королевской властью, вступая с ней в различные соглашения, что способствовало формированию гражданского, договорного в своей основе, общества. Православная же церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но скорее укрепляла светскую власть, доказывая ее божественное происхождение. В итоге это открывало дорогу деспотии.

     В дальнейшем под влиянием целого комплекса геополитических, природных, этнических, социально-экономических и исторических факторов различия между западной и русской цивилизациями будут нарастать. Отчуждение особенно усилится в годы вхождения Руси в состав азиатского государства - Золотая Орда. Таким образом, с самого начала русской цивилизации характерной ее чертой станет раскол, т. е. сочетание в себе черт западной и восточной цивилизаций, с одновременным стремлением преодолеть этот раскол, обрести определенную цельность. Противоречивое единство различных цивилизационных векторов будет влиять на весь ход русской истории, обуславливая ее цикличный, инверсионный характер.

 

3. Роль Русской православной церкви

в истории Российского государства

 

     В XII в. изменение общественных отношений привело к тому, что православная церковь вынуждена была вступить в новую полосу своей жизни и измениться, приспособиться к новым условиям, которые возникли в жизни древнерусского общества. Процесс дробления Киевской Руси намечается в конце X в., а в XI в. он охватывает уже все районы древнерусского государства.

     Это привело к падению экономического влияния Киева. С потерей экономического влияния Киев все больше и больше терял и свое значение как политический центр древнерусского государства. В целом русская православная церковь и в этот период выполняла ту же функцию освящения власти правящих классов. В период Киевской Руси она подчеркивала верховенство киевского князя, теперь она в своей проповеди подчинения власть имущим большее внимание уделяла авторитету местных феодалов — удельных князей и боярских вотчинников. В основе этого лежала сохранявшаяся зависимость церкви от класса феодалов. В еще большей зависимости от местных князей и бояр находилось низшее духовенство. При каждом княжеском или боярском дворе строилась своя домашняя церковь. Духовенство, служившее в этих церквах, целиком и полностью зависело от владельца вотчины.

     В этот период наблюдается быстрый рост монастырей, количество которых уже в домонгольский период доходило до 70. Благодаря щедрым дарам князей, с XII в. устанавливается такое положение, когда каждый монастырь имеет уже значительное хозяйство, большие земельные угодья, крестьян, обрабатывающих эти земли. Таким образом, и в этот период русская православная церковь продолжала усиливать свое положение крупнейшего феодала.

     Особое положение Русская православная церковь занимала в период татаро-монгольского ига. Для русской православной церкви, в результате самого неприглядного поведения ее пастырей, этот период тяжелых народных испытаний и горя явился поистине периодом расцвета. В эту эпоху приобретались и умножались церковные имущества, и в конечном итоге церковь превратилась в важнейшую экономическую и политическую силу в русском обществе.

     После того как покорение Руси было завершено, идет довольно быстрый процесс сближения Русской православной церкви и завоевателей. В процессе этого сближения церковь получала все больше и больше экономических и политических привилегий.

   Через 30–40 лет после покорения Руси татарские ханы стали выдавать православной церкви особые грамоты (ярлыки), которые предоставляли церкви большие политические и экономические преимущества. Прежде всего, этими ярлыками духовенство освобождалось от уплаты дани. Церкви удалось даже вернуть земли, которые были у нее до завоевания Руси татаро-монголами.

     В XIII–XIV вв. было построено 180 новых монастырей, которые сразу же включились в процесс накопительства и приобретательства. Монастырям давались большие права и привилегии, в частности почти повсеместно монастыри пользовались правом беспошлинной торговли.

     Чем же объяснялось такое отношение к православной церкви со стороны ханов, слывших после принятия мусульманства ярыми фанатиками? Экономические и политические привилегии, согласно ярлыкам, предоставлялись православной церкви для того, чтобы та возносила богу молитвы за ханов.

     Татарские ханы обрели в лице русской православной церкви преданнейшего слугу. И на первых порах союз мусульманских завоевателей и православного духовенства был в равной степени выгоден для обеих сторон. Татарские ханы получали в свои руки надежное средство для духовного закабаления побежденных. Церковь же приобретала большие привилегии, которые позволяли ей накапливать все новые богатства. Татарских ханов Русская православная церковь поддерживала до тех пор, пока она не увидела нового, более выгодного союзника в лице усиливающихся московских князей.

     Накопив огромные богатства, став влиятельной политической и идеологической силой, Русская православная церковь в полной мере способствовала объединению русских княжеств в единое государство. Особую роль в этом процессе сыграло перенесение престола митрополита Петра в столицу Московского княжества, что имело серьезное последствие для дальнейшего развития Русского государства. Во-первых, нити церковной жизни, далеко расходившиеся по Руси от центра православной церкви, соединяли теперь ее области с Москвой и облегчали объединительную деятельность московских князей. Во-вторых, православная церковь, которая пользовалась данными ей монгольскими ханами привилегиями, обладала большими материальными богатствами, которые теперь стали стекаться в Москву, способствуя ее экономическому усилению. Это обстоятельство также облегчало московским князьям собирание соседних земель. В-третьих, факт перенесения митрополичьей кафедры в Москву произвел большое впечатление на население Руси, оно стало смотреть на действия московских князей, авторитет которых поддерживался самим митрополитом, с большим доверием. И, наконец, в-четвертых, московские князья получили в свои руки аппарат, ветви которого расходились далеко за пределы их княжества, аппарат, который проводил в соседних княжествах подготовительную работу, способствующую их объединению с Москвой.

     Московские митрополиты всеми средствами, имеющимися у них, стремились подавить силы, противоборствующие объединительным усилиям московских князей. Кроме того, церковные деятели стали оказывать мощную поддержку московским князьям в борьбе с монголо-татарами. Они не жалели денег на организацию войска, вдохновляли князей, воевод и рядовых воинов на защиту родных земель. Настойчивая объединительная деятельность московских князей принесла свои плоды. В конце XV — начале XVI в. складывается централизованное Русское государство. Власть московских великих князей все более усиливается. Русская православная церковь принимает активное участие в оправдании власти московского самодержца и способствует, таким образом, утверждению самодержавия на Руси.

     Укреплению авторитета Русской православной церкви, а вместе с ней и политики самодержавия русских князей, способствовала сложившаяся в начале XVI в. теория «Москва – третий Рим». Ее возникновению способствовало падение Византийской империи в 1453 г. Создатели этой теории утверждали, что Москва, Русское государство, великокняжеская власть являются наследниками двух предшествующих Римов – итальянского Рима и византийского Константинополя. Они считали, что первый Рим был погублен католичеством, второй Рим, Константинополь, погряз в грехах и по Божьему соизволению пал под напором турок. Теперь православная Москва – мировой центр истинного христианства. Миссия Русского централизованного государства, провозглашали сторонники теории «Москва – третий Рим», состоит в спасении человечества от разного рода ересей.

     Таким образом, в период раздробленности Древнерусского государства Русская православная церковь продолжала играть ведущую политическую роль в истории страны. В период монгольского владычества Православная церковь сумела не только сохранить свою независимость и самостоятельность, но и еще больше укрепила свое могущество, направив затем свое политическое влияние на объединение русских земель и на борьбу с иноземными захватчиками. Поддерживая и укрепляя политику московских князей, Православная церковь способствовала утверждению в Российском государстве самодержавной формы правления.

    


Заключение

 

     Сегодня нет никаких сомнений в том, что крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. По существу, история русской (древнерусской) культуры только началась после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси (988 г.) становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико-государственном отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью - жизненным пространством кочевых народов, - возникло европейское феодально-монархическое централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями. 

    Приняв православную ветвь христианства, Русь встала в один ряд с европейскими государствами, включилась в европейский христианский мир, установила политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира, стала играть в нем видную роль. С принятием христианства на Руси развивается городская культура, архитектура, искусство, появляются летописи, школы, создаются крупные литературные и художественные ценности.

    Кроме этого, Русская православная церковь играла большую политическую роль в Русском государстве. Ее политика способствовала преодолению раздробленности и созданию единого централизованного государства. Русская православная церковь была народным вдохновителем борьбы с монголо-татарским владычеством, и она же способствовала укреплению политики русских князей и утверждению в Российском государстве самодержавной формы правления.

   Принятие Русью христианства стало идеологической основой феодальной культуры и оказало воздействие на всю средневековую культуру. По своей сути это событие представляет собой момент принципиального культурно-исторического выбора, который на столетия предопределил важнейшие черты русской культуры и повлиял на развитие социально-экономических, политико-правовых процессов.

 


Литература

 

  1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX - нач. XX века. - М., 2000.
  2. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. — М.: Юрайт, 1999.
  3. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. - М., 2001.
  4. История России с древнейших времен до Петра Первого: Экспериментальное учебное пособие для средней школы / Авт. кол.: А. Богданов, А. Степанищев. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.
  5. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М., 1994.
  6. Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 гг. – 2-е издание. – М.: ЦентрКом, 1997.
  7. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.
  8. Соловьев В.С. Византизм и Россия/В.С. Соловьев//Византизм и славянство. Великий спор. – М.: Эксмо –Пресс, 2001.


           

 

Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0