Требования к качеству речи

 

1.    Содержательность, то есть правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.

2.    Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

3.    Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. д.

4.    Правильность и чистота речи.

5.    Овладение стилем изложения, исторической терминологией.

6.    Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.


Памятка: как работать с книгой

 

1.     Понять, как построена книга, ее структура.

2.     Отобрать самое важное, основное из содержания книги.

3.     Работу с книгой желательно строить в три этапа:

1) первоначальное прочтение всего текста с целью ознакомления с ним;

2) второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;

3) третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.

     4. Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.

     Структура плана включает перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на части. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением краткого наименования каждой части.

     План может быть простым и сложным.

     Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделяются на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора. Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизовать внимание.

     Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.

     Иногда рядом с тезисами следует записывать и часть фактологического материала.

     Выписки представляют собой факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты и т. д. В отличие от планов и тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением текста.

     Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т. д.

     Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета.

     В начале конспекта следует указать автора изучаемого текста, наименование его работы, год издания и издателя.

     Конспект может быть тематическим.

     Тематический конспект – это конспектирование нескольких произведений. Его цель – глубже, всесторонне изучить определенную проблему. Для тематического конспектирования подбирают литературу и изучают ее по плану. В общем, таким образом пишется реферат.


Памятка для работы над докладом, сообщением.    

             

1.   Прочитай материал учебника по заданной теме.

2.       Составь план своего рассказа.

3.       Подбери литературу по данной теме.

4.       Привлеки наглядный материал, используй в докладе иллюстрации, репродукции с картин, кадры фильмов и т.д.

5.       Подумай над выводами, соответствуют ли они приведённым фактам, не шире, не уже их.

6.       Перед началом доклада напиши на доске план, назови литературу, которой пользовался, начерти, если нужно, диаграмму, таблицу.

7.       Во время выступления следи за правильностью речи.

8.       Не забывай обращаться к наглядным пособиям, но по существу доклада, не отвлекайся на пересказ их содержания.


Памятка-алгоритм по формированию

(развитию) умения доказывать

 

1.        Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.

2.        Проанализируйте задание, проясните, что требуется доказать.

3.        Определите вывод, который будете доказывать.

4.        Определите источники, какими будете пользоваться для аргументации своих выводов.

5.        Выделите существенные факты, подтверждающие ваши выводы, и систематизируйте их.

6.        Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводами.

7.        Выясните, все ли аргументы исчерпаны.


Памятка-алгоритм к изучению

материала о войнах

 

    1. Причины и характер войны:

v    основные противоречия, приведшие к войне;

v    подготовка к войне, соотношение сил;

v    планы сторон.

     2. Ход войны (основные этапы):

v    повод к войне и ее начало;

v    основные этапы и главные сражения;

v    окончание войны, условия мира, итоги.

     3. Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны).

 

Памятка-алгоритм к изучению 

материала по революции

 

1.   Причины революции.

2.    Задачи революции («зеркально» причинам).

3.    Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

4.    Класс-гегемон (класс – руководитель данной революции).

5.    Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

6.    Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).

7.   Итоги революции.

8.   Значение революции: а) международное; б) внутреннее.

 

 Алгоритм анализа политических

 событий и явлений

 

1.   Каковы причины события или явления?

2.   Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?

3.   Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?

4.   Какими способами участники событий добивались поставленных целей?

5.   Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?

6.   Как можно оценить данное событие или явление в целом?

7.   Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии?

8.   Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?

 

 

Правила конспектирования

 

1.    Названия тем выделять ярким цветом.

2.    Подзаголовки подчеркивать ярким цветом.

3.    Оставлять свободные поля (до 1/3 страницы) для записи даты конспектирования, заметок учителя и последующей проработки конспекта.

4.    Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац начинается с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку.

5.    В каждом абзаце выделяется главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль.

6.    В конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная словами «таким образом» или «итак».

7.    В тетради недопустимы посторонние записи, рисунки, наклейки и т. д., не относящиеся к изучаемому предмету.

8.    Следует отметить, что конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося, его отношение к предмету изучения; он является не только отчетным ученическим документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.


Памятка-алгоритм характеристики

 исторического деятеля

 

1. Определите время жизни исторического деятеля.

·        Назовите время жизни/деятельности (годы, десятилетия века, период, годы правления) исторической личности.

·        Поясните, кто или что повлияло на становление личности, ее взглядов (очень кратко).

·        Охарактеризуйте исторические условия, в которых происходила деятельность исторической личности (кратко).

2. Деятельность.

·        Сформулируйте направления, цели и задачи деятельности (возможно по сферам общественной жизни).

·        Назовите способы, методы, формы осуществления поставленных задач на каждом направлении (конкретные факты). Если необходимо, раскройте связи и противоречия личности — в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми. Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей.

·        Покажите итоги и результаты деятельности на каждом направлении (конкретные факты, можно по сферам общественной жизни)

3. Оценка результатов деятельности исторической личности.

·        Дайте обобщенную характеристику перечисленным результатам (по значимости этих результатов для страны, народа; по их влиянию на последующий ход событий и т.д.)

·        Назовите альтернативные оценки данного исторического персонажа, существующие в исторической науке.

·        Выразите свое отношение к результатам деятельности этого исторического деятеля (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков, возможна оценка с точки зрения общественного блага, позиций гуманизма или понимания прогресса)

 


Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0