Главная » Статьи » Мои уроки

"Падение самодержавия". 11 класс.

ТЕМА. ПАДЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ

Урок – практикум в 11-ом классе

     Цели урока: учить работать с документами и беллетризованными свидетельствами современников событий. На основе анализа текстов помочь учащимся почувствовать особенности эпохи. Отработать фактические данные на основе опорного конспекта.

     I. Повторение изученного материала: тестовая проверка.

1. а) Составить хронологическую таблицу «Россия на пути ко второй революции (от начала ХХ века);

    б) Определить значение дат: 23.02, 24.02, 25.02, 26.02, 27.02, 2.03.

2. Историческое пространство.

    Охарактеризовать геополитическое положение в России в 1914-1917 гг.

З. Историческое движение.

    а) Выделить основные идейно-политические течения в России накануне февраля 1917 года. Сравнить их. Определить общее и особенное.

    б) Покажите политический портрет царя в феврале 1917 года.

    в) Дать определение понятиям: буржуазно-демократическая революция, Дума, двоевластие, революционная ситуация.

    г) Охарактеризуйте возможные варианты власти в России в феврале 1917 года.

    д) Выберите правильный ответ:

    буржуазно-демократическая революция — это:

    — экономическая борьба рабочих;

    — уничтожение феодальных порядков;

    — влияние народных масс на ход событий и осуществление своих требований;

    — политическая борьба народных масс;

    — утверждение капиталистического уклада.

 II. Ситуация, сложившаяся в России к началу 1917 года.

    1.  — война, расходы в 30 млрд. руб.;

         — покупательная способность рубля = 27 коп.;

         — посевные площади сократились на 10 %;

         — хлеба не хватало, цены на мясо увеличились на 220 %;

         - отсутствие топлива, очереди за продуктами;

    2.  – смены в правительстве: за 1914-1917 гг. 4 председателя Совета министров, 5 министров внутренних дел, 3 военных министра,4 министра земледелия;

        - возмущало влияние Распутина на царскую семью.

      Чем характерна обстановка в стране? (Революционной ситуацией).

      Какими ещё фактами вы можете подтвердить, что страна находилась в состоянии революционной ситуации? (Стачки, восстания, создание оппозиционного прогрессивного блока).

 III. Работа с документами.

     1. Позиция социал-демократов.

     Документ 1.

     Усиевич о взглядах Ленина и Мартова.

     Однажды, во второй половине февраля зашли мы - Владимир Ильич, Надежда Константиновна и я - в эмигрантское кафе. Попали не очень удачно. За столиками вокруг Мартова и Рязанова шёл какой-то шумный спор. Рязанов бросал реплики:

     — . . .Товарищи! Перед вами штаб мировой революции... Владимир Ильич, скоро она будет мировая революция?

     - Скоро.

     — Потрясающе! Не томите: где начнется?

     — В России... И очень скоро, — как-то негромко, но так, что все слышали, ответил Ленин.

     Что тут началось!.. Вся меньшевистско-эсеровская публика буквально обезумела. Обстановка в кафе накалилась до крайности. Все сгрудились вокруг нашего стола. Владимир Ильич побледнел, поднялся. Мы стали рядом.

     - С тех пор, как Чернышевский сказал, что «нация рабов, сверху донизу — все рабы», — спокойно, с огромной внутренней убежденностью начал Ленин, — был пятый год. Он доказал, что мы способны не только на великое терпенье... Мы дали человечеству великие образцы борьбы за свободу...

     — Вспомнили! — перебил его кто-то. — Был пятый день, да весь вышел! Я только недавно оттуда... «Боже царя храни!» — вот что там! А вы тут в фантазиях.... да сейчас нет ни одной уважающей себя партии, которая рассчитывала бы на революцию!..

     — Есть! — резко ответил Ленин. — Партия, которая ежечасно и ежедневно просвещает народ, объясняя и доказывая, что только революция даст ему мир, хлеб и свободу! Партия, которая сохранила свои организации и, несмотря на дикие репрессии, работает во всех важнейших районах страны, на всех крупнейших заводах. Партия, чьи газеты и листовки сотнями идут в массы, собирая под нашими лозунгами сотни тысяч стачечников... Зерна посеяны, и они непременно дадут всходы. И не через 100, не через 10 лет… Именно сейчас, в эти дни, мы стоим накануне.

     И, внезапно улыбнувшись, Ленин добавил:

     — Так что пора собирать чемоданы…

     - Всё равно, - раздался вдруг голос Мартова, - ничего из этого не выйдет… Не готовы - ни мы, ни Россия… Только постепенно… шаг за шагом... не забегая вперёд... Шаг за шагом… - и вдруг Мартов запнулся, увидев, что Ленин беззвучно смеется.

     Все повернулись к нему.

     - Медленным шагом, робким зигзагом? - спросил Владимир Ильич у Мартова, улыбаясь.

(Шатров М., Логинов В. Февраль. М., 1989)

 

     Вывод: Ленин считал, что монархия обречена, был за мировую революцию, считал, что только партия большевиков способна возглавить революцию, дать народу мир, хлеб и свободу.

     Мартов считал, что не следует забегать вперед, что Россия не готова к резолюции.

     2. Оценка обстановки в стране царём, его семьёй его окружением.

      Документ 2.

     Вырубова А. А. (фрейлина государыни).

     Бледный и молчаливый государь сидел по правую руку от государыни рядом со мной и оживился только тогда, когда пришел Александр Дмитриевич Протопов. Он сразу же сказал:

     - Его Величество может ехать к доблестным войскам нашим абсолютно спокойно. Мы полностью владеем положением. Нет повода для серьезного беспокойства.

     Князь Михаил сказал так:

     — Николя, я хочу просить тебя непременно отложить отъезд в Ставку. Не то время. Умы возбуждены! В конце концов, все их требования сводятся к тому, чтобы Родзянко стал премьером и сам себе подбирал министров. Стоит ли ко всему, что есть, присовокуплять еще один фронт - мы и Дума?

     - Ваше Высочество, - вмешался Александр Дмитриевич, - идея министерства, ответственного перед Думой, - гнила. Император не может отдать ни пяди своей власти. Он миропомазан, и посягающий на его власть – преступник перед Богом и перед людьми.

     Государыня тоже не выдержала:

     - Фу, Миша, этого я от вас не ожидала. Вы хотите, чтобы мы расписались в бессилии? Всех этих родзянко, гучковых, милюковых и кедринских…

     - Керенский, - улыбаясь, поправил государь.

     - Какая разница! Всех их надо повесить за ужасные речи. Военное время! Ники, все жаждут и умоляют тебя проявить твердость.

     Но государь хотел, чтобы брат выговорился до конца, и он снова повернулся к нему, предлагая продолжить.

     - Я располагаю его же документами, вот последние донесения охранного отделения! – великий князь достал и бросил на стол пачку документов.

     - «Острое раздражение, крайняя озлобленность, возмущение. Подобного озлобления масс еще не знали. В 1905 г. настроения были лучше. Вся тяжесть ответственности возлагается ныне уже не только на Совет министров, но и на верховную власть, делаются даже дерзкие выводы».

     - Какая низость! – воскликнула государыня.

     - А теперь, Николя, - продолжал великий князь, - посмотри, умоляю тебя, на резолюцию: «Больно осторожно составлен доклад, видимо, наиболее острые моменты не отражены. Дайте указание начальнику охранного отделения, чтобы особо в этих вопросах не стеснялся, ближе к истине».

     Мы с государыней такого поворота совершенно не ожидали. В эти минуты я молила Бога, чтобы Александр Дмитриевич оказался на высоте. И господь услышал меня.

     - Мы одинаково серьезно предупреждены как о возможных революционных вспышках в среде рабочих, так и о предполагаемом дворцовом перевороте, который помышляют совершить некоторые круги… Мы значительно увеличили штаты полиции и жандармерии. Я уже сегодня мог бы схватить всех зачинщиков и главарей. Но, полагаю, рано… Пусть высунутся. Мы преподадим им такой урок… Что касается Думы… Как я вам уже докладывал, Думу полагал бы необходимо распустить.

     Государь согласно кивнул, взял приготовленную папку и протянул ее Александру Дмитриевичу:

     - Я заготовил соответствующий указ. Передайте его председателю Совета министров. Но… Пусть обнародует его именно в тот момент, когда положение к тому обяжет. Ни раньше, ни позже. Число проставьте сами.

     Государь подошел к брату, они обнялись.

     - Миша, гони от себя Родзянко и прочую сволочь. Они меня пугают, но я не боюсь, пока мы вместе, Бог с нами.

     …Государыня тихо говорила:

     - Ники, я восхищена тобой! Россия, слава Богу, не конституционная страна. Не позволяй им наседать на тебя. Будь властелином, будь Петром Великим, Иваном Грозным, императором Павлом, сокруши их всех.

      Документ 3.

     Барон Фредерикс.

     На перроне царскосельской станции, как обычно, был выстроен почетный караул. Шел легкий снежок, оркестр играл марш Преображенского полка. Государь обошел строй, увидел преданные лица. Очевидно это оказало влияние на его настроение. Обращаясь ко мне, он со свойственной ему кроткой улыбкой сказал:

     - Владимир Борисович, дорогой мой, выдайте каждому по полтиннику.

     Государь вошел в вагон.

(Шатров М., Логинов В. Февраль. М., 1989)

      Вывод: Николай II не до конца понимал ситуацию, он не верил в возможность революции. Ничто не насторожило царя. Его позиция: все спокойно, царь владеет ситуацией, нельзя уступать Государственной думе, силовые решения вопроса.

      3. О настроении в армии.

      Документ 4.

     Письмо с Западного фронта в Орловскую губернию, задержанное военной цензурой.

     Дорогие вы мои мамаша, лучше бы вы меня на свет не родили, лучше бы маленьким в воде утопили, так ваш сыночек мучается. До чего надоела эта война, до чего опротивела, что даже свет Божий не мил стал.

     Здесь как, на позиции? Стоим в окопах. Холод, грязь, паразиты кусают, кушать один раз в сутки дают в 10 часов вечера, и то чечевица черная – свинья не будет есть, а хлеб такой, что об дорогу бей. Чем дальше живется – тем хуже. Начальство наше душит нас, выжимает последнюю кровь, которой уже очень мало осталось. Офицеры совсем как звери. Бьют прямо в лицо да приговаривают: «Солдатское личико вроде как бубен: чем звонче бьешь, тем сердцу веселей». Солдаты на это, ясное дело, злобой отвечают, а после боя таких извергов находят с пулей в спине, ясное дело, кто стрелял. И правда – проклята будь эта война!

(Шатров М., Логинов В. Февраль. М., 1989)

 

     Документ 5.

     Рапорт земского начальника 5-го участка Сумского уезда харьковскому губернатору о революционных настроениях среди солдат (12 апреля 1915 г.).

     Мне приходится читать письма, присылаемые солдатами из действующей армии родителям, в коих они высказывались, что настоящая война совершенно переутомила, но зато по окончании таковой они придут домой, и тогда отберут у «панов» всю землю. О вышеизложенном считаю своей обязанностью довести до сведения вашего превосходительства.

(Красный архив. 1936 г. Т. 3/76. С. 8)

      Документ 6.

     Из дневника офицера Балтийского флота Ренгартена.

     Мы дошли до предела… Говорят, что императрица – человек большой воли, и государь ее слушается. Говорят об определенных симпатиях ее к немцам… Мерзавцы!  Мерзавцы! Что они делают с моей родиной! Могу только сказать, что наша офицерская среда открыто возмущается всем происходящим и что это мракобесие революционизирует страну повально.

(Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества. 1900-1940 гг. М., 1992).

      Документ 7.

     И.Д. Чугурин.

     Нечего есть. Не во что одеться. Нечем топить. На фронте – кровь, увечья, смерть. Нельзя молчать. Издыхать от голода и холода и молчать. Издыхать без конца – это трусость, бессмысленная, преступная, подлая. Все равно не спасешься. Не тюрьма – так шрапнель, не шрапнель – так болезнь или смерть от голодовки. Прятать голову, не смотреть вперед – недостойно. Страна разорена. Нет хлеба. Надвинулся голод. Впереди может быть только хуже.  Кто виноват? Виноваты царская власть и буржуазия. Они грабят народ в тылу и на фронте. Стая хищных бездельников пирует на народных костях. Пьет народную кровь. По доброй воле они не откажутся от наживы и не прекратят войну. Пора укротить черносотенного зверя. Нельзя молчать! Все на борьбу! За себя! За детей и братьев! Лучше погибнуть славной смертью, борясь за свободу, чем сложить голову за барыши капитала на фронте или зачахнуть от голода в тылу. Все под красные знамена революции! Долой царскую монархию! Да здравствует демократическая республика! Да здравствует восьмичасовой рабочий день! Вся помещичья земля – крестьянам! Долой войну! Да здравствует братство народов всего мира!

(Шатров М., Логинов В. Февраль. М., 1989)

      Вывод: Николаю II показывали только преданную часть армии. Положение было ужасным, армия уже не являлась опорой самодержавия.

      4. О том, как видели ситуацию члены Государственной думы, представители крупных буржуазных партий.

      Документ 8.

     Шульгин В.В., (монархист): Из-за гнусной демонстрации я опоздал на обед к Родзянко, который был задуман как совещание лидеров Прогрессивного блока: Гучков, Шингарев, Милюков и я.

     Шингарев: Успокойтесь, драматизировать рано. Сегодня это обычные беспорядки – били витрины, грабили лавки. Это еще совсем не то, чего мы все так опасаемся…

     Родзянко: Господа, мы собрались для того, чтобы в это смутное время определить дальнейшую линию нашего поведения. Нас объединяет одно -  любовь к Отечеству. Необходимо иметь смелость… принять большие решения… серьезные шаги… Прошу вас, господа…

     Шингарев: Мы из шкуры вон лезем… Старались как бы помочь ему… Берегли его престиж…  Забыли о приличии… А он нам по мордам, по мордам! Господи, до чего же России не везет с монархами! Человек, не способный принять ни одного решения.

     Родзянко: Нельзя так о государе. Что бы то ни было, но вся жизнь его полна лучших пожеланий блага и счастья своему народу.

     Я чувствовал, что начинаю кипеть… Я – монархист: Господа, это недостойно! Что за манера у нас, русских, во всем винить государя, но только не себя.

     - Генерал Брусилов прав, - негромко сказал Шингарев. – Если придется выбирать между Россией и государем, я предпочту Россию.

     Гучков: У меня был разговор с одним видным военным. Настроение в армии склоняется к перевороту… Какая-нибудь небольшая, но верная воинская часть останавливает, допустим царский поезд на перегоне…

     Родзянко: Я никогда не пойду на переворот. Прошу вас в моем доме об этом не говорить. Я присягал…

     Шингарев: Правительство само разрушило себя. Наша задача будет чисто созидательная: в бурю и хаос мы должны будем создать наше правительство…

     Милюков: Перед нами стоит вопрос: или мы станем на сторону правительства, вызывающего всеобщее недовольство, или, признав справедливым это недовольство, введем его в наименее резкие, в самые приемлемые формы. Мы должны встать между улицей и властью, и недовольство массы подменить недовольством Думы. Массы станут спокойными, если за них будет говорить Дума. Народ наивен и легковерен. Он никогда не мог сформулировать своих требований.

     - Послушайте, Милюков, - не выдержал Гучков, - как же вы не понимаете, что все ваши способы обоюдоостры. При повышенных настроениях толпы, особенно рабочих, все ваши обличительные речи могут послужить первой искрой пожара, размеры которого никто не может ни предвидеть, ни локализовать. Из пожарников мы рискуем превратиться в поджигателей.

     Родзянко: Не надо искать дешевой популярности у толпы, у галерки. Мы должны еще раз попытаться воздействовать на государя, уговорить, убедить его…

     Бессилие людей, меня окружавших, и свое собственное снова заглянуло мне в глаза. И был этот взгляд презрителен и страшен.

(Шатров М., Логинов В. Февраль. М., 1989)

 

     Вывод: Политические деятели растеряны.  Они пытаются сохранить монархию, но не могут даже определить состав будущего правительства.

 

     5. Настроение рабочих и крестьян: документы 7,9.

      Документ 9.

     Рабочий из Петрограда И. Мильчик.

     В это утро работа на ум не идет. Распад государственного механизма, распад жизни подходит к какому-то пределу, вызывая острое сознание: так дальше жить нельзя!

(Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества. 1900-1940 гг. М., 1992).

      Вывод: Так дальше жить нельзя!

 IV. Выделение причин Февральской революции:

·        Слабость самодержавной власти.

·        Продовольственные трудности.

·        Война, военные неудачи.

·        Бездействие правительства.

·        Революционное настроение в армии.

·        Усиление национальных противоречий.

·        Вопрос о земле.

·        Тяжелое положение рабочих и крестьян.

 V. Составление опорного конспекта.

 VI. Закрепление материала по опорному конспекту.

 

 

Категория: Мои уроки | Добавил: ist (17.02.2012)
Просмотров: 1564 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0